Урок 15
Тема: признак и слово
Цели: подвести к выводу, что есть слова, называющие признаки предмета; продолжить работу над лексическим значением слов; познакомить со словарным словом арбуз.
1. Подготовка руки к письму.
КОШКА
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
2. Выполнение упражнения 23, с. 45.
II. Актуализация опорных знаний.
– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить: I вариант – слова-предметы, II вариант – слова-действия.
По бревну, по бревнышку
проползла букашка,
пролетела бабочка,
пропорхала пташка.
Проверка.
– Как вы понимаете слово пташка?
– Какие слова обозначают близкие по значению действия? (Пролетела, пропорхала.)
III. Формирование новых знаний.
– Я называю цвет, а вы подберите соответствующее слово.
Начали: белый (снег, лист)
черное (море)
зеленая (лягушка, лужайка)
красная (шапочка, роза, площадь)
желтый (лимон, цыпленок)
серый (заяц, волк)
цветные (сны, карандаши)
– Что помогло вам определить предмет? (Описание.)
– Значит есть слова, которые называют признаки предметов, описывают их.
1. Выполнение упражнения 24, с. 45.
– Сравните ленты каждой пары.
– Какие они по длине?
– По цвету?
– По толщине?
– Что вы называли, когда сравнивали карандаши? (Признаки.)
2. Выполнение упражнения 25, с. 45.
– Прочитайте и отгадайте загадку.
– Какие слова помогли вам отгадать загадку? Опишите арбуз. Какой он?
3. Словарная работа.
! Проводится в виде игры «Собери картинку».
Изображение арбуза разрезается на части. На месте первой буквы – «окошко». Дети собирают картинку.
– Вставить правильную букву вам поможет стихотворение Г. Сапгира.
– Что везешь, автомашина?
– Все, что есть на букву «А».
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
– Составьте со словом арбуз предложение.
– Есть ли в вашем предложении слова-предметы, слова-действия, слова-признаки?
4. Запись одного предложения с комментированием в тетрадь.
5. Выполнение упражнения 26, с. 46 (по заданию).
6. Выполнение упражнения 28, с. 47.
– Прочитайте слова и скажите, что они называют.
– Какие из этих слов называют признаки лисы, какие – зайца? Используя эти слова-признаки, составьте два–три предложения по иллюстрации на с. 47.
Выполнение упражнения 29, с. 47.
– Спишите текст, расставляя знаки препинания.
Проверка.
– Что называют выделенные слова?
– Какие слова называют признаки этих предметов?
– Какие признаки предметов мы сегодня вспоминали?
– Опишите свое настроение словами-признаками. (Радостное, грустное и т. д.)