Урок 146. Частица ни, приставка ни-, союз ни – ни
Цели: научить учеников различать омонимичные лингвистические единицы; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя, элементы сопос тавительного анализа, выполнение упражнений.
Ход урока
I . Чтение и обсуждение нескольких творческих работ
II . Объяснительный диктант
Никто не виноват, ни с кем не ссоришься, ничья собака, ни о чем не договорились, нигде не нашел, нисколько не трудно, ни слова не го воришь, ничто не беспокоит, ничем не занят, ни перед кем не отчи тываешься, никому не говори, ни один не ушел, ни о ком не спрашивай, ни в чем не сомневаешься, никого не беспокой, никуда не уходи.
III . Изучение темы «Частица ни, приставка ни-, союз ни – ни»
1. Слово учителя.
Мы продолжаем изучение частицы ни. Необходимо потренироваться различать одинаковые по звучанию и написанию части речи и части слова. Разница между ними заключается не только в слит ном или раздельном написании, главное – понять смысл и роль ни в конкретном предложении.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учеб ника-§ 69, с. 182.
ГУ. Выполнение упражнений
1. Упражнение 403: комментированное письмо.
Комментарий. Частица ни – в предложениях № 1,2,4, 6, 7, 8,
9, 10. Союз ни-ни-в предложениях № 3, 5.
Упражнение 404; составление сложных предложений с наре чиями и местоимениями с ни.
Упражнение 405: самостоятельная работа; словообразова тельный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняют трое учеников на доске.
Домашнее задание
§69.
Упражнение 406: письменно.
Упражнение 407: устно.
Контрольные вопросы и задания с. 183.