Ц е л ь: помочь учащимся понять способ образования наречий с суффиксами –о, –е; объяснить, что наречие – неизменяемая часть речи.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Удивительная просьба, веселая грамматика, явились с весной, мягкий хлеб, праздничная суббота, скрипучий снег, взлетает за вожаком, к утренней звезде.
– Объясните правописание «ошибкоопасных» мест.
II. Актуализация опорных знаний.
– Напишите антонимы.
близко – легко –
много – громко –
рано – вверху –
поздно – грустно –
– На какие вопросы отвечают эти слова? Какой частью речи они являются?
III. Формирование новых знаний.
1. Наблюдение строится на материале упражнений 6 и 7, с. 125–126.
– Сделайте вывод. Прочтите сведения о языке.
2. М о р ф е м н ы й р а з б о р наречий.
– Подумайте, какая часть слова отсутствует в наречиях.
– Образуйте от данных слов наречия.
1) Медленный, быстрый, чистый, сильный, веселый, ловкий, свежий, смешной.
– Что заметили? Какой частью слова является -о?
2) н еуклюжий, тягучий, живучий, жгучий, излишний, искренний.
– Что можете добавить к предыдущему выводу?
– От какой части речи образовывали наречия?
(Многие наречия образованы от имен прилагательных с помощью суффиксов -о, -е. У наречий не бывает окончаний.)
IV. Закрепление.
С а м о д и к т а н т.
– Напишите ответы, используя наречия.
Работает честно, на совесть. (Хорошо.)
Поступить необдуманно. (Глупо.)
Посчитать не очень точно. (Примерно.)
Не скрываясь, не таясь. (Открыто.)
Нарочно, преднамеренно. (Специально.)
– Разберите по составу наречия: смело, вежливо, насмешливо, налево, трескуче.
V. Итог урока.
– От каких частей речи образуются наречия?
– При помощи какой морфемы образуются наречия?
– Какая морфема отсутствует в наречиях?
Домашнее задание: упражнение 9, с. 127.