Цель: совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения со словарными словами вы составили? Какие задания к предложению вы придумали?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
– Определите, какую букву мы будем писать сегодня на уроке, ее мы должны поставить на место вопросительного знака. (Прилагательное редкий – мужского рода, поэтому написана буква м. Прилагательное волчья – женского рода, отсюда буква ж. Прилагательное птичье – среднего рода, значит, вместо вопроса надо поставить букву с. Ее мы будем писать на минутке чистописания.)
– Букву с мы соединим в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? (В слове редкий – буква д, в словах волчья и птичье – разделительный ь.)
Ссдь Сссдь Ссссдь …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Повторение изученного о частях речи.
Письмо под диктовку.
Учащиеся записывают предложения под диктовку, подчеркивают орфограммы.
По узкой тропинке я выхожу на поляну. На рябине показалась стайка дроздов. На вершине дуба воркует дикий голубь.
– На какие правила повстречались слова?
– Какие части речи встретились в предложениях?
– Дополните этот текст своими предложениями про птиц.
Дети дополняют текст 2–3 предложениями: с шумом промчались утки. Пролетела лесная сова. Громко стучит дятел в своей кузнице.
– Какие части речи вы использовали в своих предложениях?
– Как вы отличаете одну часть речи от другой?
– Что вы знаете о каждой части речи?
План ответа:
1) Какая это часть речи?
2) Что обозначает?
3) На какие вопросы отвечает?
4) Как изменяется?
5) Каким членом предложения чаще всего бывает?
V. Наблюдение над лексическим значением глаголов и вопросами, на которые они отвечают.
Беседа с учащимися.
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Что вы ему ответите?
Чтобы наглядно представить, что глагол обозначает действие предмета, целесообразно организовать на уроке инсценирование, предложив учащимся выполнить определенные действия. Учащиеся под руководством учителя записывают названия действий и вопросы, на которые отвечает глагол.
Запись на доске и в тетрадях:
что делает? рисует, вырезает, клеит
что делали? рисовали, вырезали, клеили
что будем делать? будем рисовать, будем вырезать, будем клеить.
– Чем сходны написанные вами слова? (Обозначают действия предметов.)
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предметов?
2. Знакомство с правилом, с. 69.
VI. Упражнение на распознавание глаголов среди других частей речи.
1. Работа над упражнениями 521–522.
2. На доске группы однокоренных слов:
Богатство, богатеть, богатый, разбогатеть, обогатить.
Синий, синька, синеть, посинеть, синева, подсинить.
Грозить, грозный, угроза, погрозить, угрожать.
Дар, дарить, подарочный, подарить, раздарить.
– Из каждой группы однокоренных слов выпишите только глаголы.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
Домашнее задание. Упражнение 523, правило, с. 69.