Учебные вопросы.
1. Обеспечение питанием в условиях автономного существования.
2. Обеспечение водой в условиях автономного существования.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о способах обеспечения водой и питанием в условиях автономного существования.
Основное содержание урока.
Сохранение работоспособности при отсутствии пищи и воды в условиях автономного существования. При рассмотрении этого вопроса целесообразно использовать схему 13 в учебнике.
Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения, насекомые, животные. Поиск и сбор растительной пищи – гарантия выживания при полном отсутствии продуктов питания.
Обеспечение водой. Потребность человека в воде. Использование воды из водоемов. Использование снега, льда. Рассматривая с учениками вопрос обеспечения питанием и водой в условиях автономного существования целесообразно использовать схему 14 в учебнике.
Проблема очистки и обеззараживания воды в природных условиях. Способы очистки и обеззараживания воды. Способы добывания воды: сбор дождевой воды или росы с веток деревьев; специальное устройство для добывания воды.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Чем является пища и вода для организма? Какую растительную пищу в вашей местности можно найти?
Какие способы очистки воды вы знаете? Назовите способы получения воды при отсутствии водоисточников.
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.7.
Практические задания.
1. Попробуйте собрать воду в полиэтиленовый пакет, накинутый на ветку, а также используя устройство, показанное на рисунке в учебнике.
2. Используя приложение 5 в учебнике постарайтесь найти неподалеку от дачи съедобные растения. Можно провести соревнования – кто наберет больше разных видов растений.
3. Разгадайте слово, зашифрованное в ребусе (задание 7 в конце темы 4.7). Назовите способы получения этого «слова», когда рядом нет водоисточников.