Урок 14. Экономическая деятельность подростков

0
454
страны мира

Цели: рассмотреть особенности экономической деятельности подростка; развивать учебно-исследовательские умения учащих­ся, критическое мышление.

Основные понятия: карманные деньги, молодежная экономика. Оборудование: учебник.

План изучения нового материала

1. Труд детей в разные исторические эпохи.

2. Молодежная экономика в современном обществе.

Ход урока

I. Организационный момент

— Прослушайте информационные фрагменты и предположи­те, о чем пойдет речь на нашем уроке.

1. В годы Великой Отечественной войны наряду со взрослыми дети несли все тяготы войны. Они работали на заводах, встав за станки вместо ушедших на фронт рабочих. Одним из таких мо­лодых рабочих был Федя Быков. Вот что он писал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш ма­стер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов».

2. На острове Манам девочки начинают трудиться с раннего возраста: забота о доме, приготовление пищи, работа на огороде, уход за малолетними детьми. Труд мужчин сложнее, и мальчики, играя, готовятся к нему. С четырех-пяти лет в лодке отправляются со взрослыми на рыбную ловлю. При этом их учат, как грести, управлять лодкой, обходить течения, скалы и т. д. Нелегко про­вести грань между игрой и трудом в занятиях детей.

(Совместно с учителем учащиеся формулируют тему урока: «Экономическая деятельность подростков».)

II. Актуализация знаний

Для определения уровня овладения знаниями по предыдущей теме учитель может воспользоваться вопросами учебника на с. 68; 3—4 ученика представляют результаты практической деятельности (практикум, с. 68).

III. Слово учителя

Учитель зачитывает учащимся высказывания известных людей

о детстве и подводит школьников к мысли о важности данного этапа в формировании огромного спектра умений и навыков, в том числе экономической культуры.

«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным вре­менем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоя­щего друга, а еще реже — свободу» (И. Кант).

«Детство — равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И. Песталоцци).

«Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от нее свои очертания. Но лишь детство пройдет, че­ловеческий материал делается твердым, и его нельзя уже более плавить, а можно лишь слегка подскоблить» (Ж. Рамбссон).

IV. Работа с учебником

(Организуется работа с текстом на с. 69—70 учебника. Учащие­ся, работая в парах, отвечают на вопросы.)

— Какие умения и навыки должен был передать древний че­ловек своим детям?

— Чем были вынуждены заниматься дети крестьян и бедных горожан на разных этапах человеческой истории?

— Каким по продолжительности был рабочий день у детей в большинстве стран до начала XX в.?

— Сколько детей и подростков работало в тылу в годы Великой Отечественной войны?

(Учитель предлагает учащимся представить результаты работы с текстом.)

V. Лекция

1. Молодежная экономика в современном обществе.

Формы экономической деятельности подростков

1) Раздавать газеты.

2) Раздавать рекламные проспекты.

3) Работать курьером в каникулы.

4) Продавать мороженое.

5) Работать в фермерском хозяйстве.

6) Работать на предприятиях быстрого питания.

7) Заниматься озеленением города.

8) Работать в лесном хозяйстве и т. д. (Продолжи.)

2. Предпринимательская деятельность подростков.

Порядок применения законодательных норм для несовершенно­летних от 14 до 18 лет

1) Любая сделка подростка совершается с письменного согла­сия законных представителей.

2) Подросток должен согласовывать с законным представи­телем каждый шаг в качестве индивидуального предпри­нимателя.

3) Родители должны вникать во все тонкости предпринима­тельской деятельности подростка, т. к. они несут ответ­ственность за своих несовершеннолетних детей.

3. Карманные деньги.

– Как научиться рационально использовать карманные деньги?

— Как научиться составлять личный бюджет?

VI, Дополнительное чтение

(Учащиеся совместно с учителем читают текст на с. 73 учеб­ника и отвечают на вопросы.)

1. Почему первоначально побелка забора для Тома была на­казанием?

2. В чем вы видите образец предприимчивости и трудовой сме­калки в действиях главного героя?

3. Как бы вы поступили на месте Тома?

VII. Подведение итогов урока

В любую эпоху дети приобщались к труду. Очень долгое вре­мя это был тяжелый изнурительный труд, многое в организации детского труда изменил XX в. На современном этапе многие под­ростки включены в экономическую деятельность и поэтому очень важно уже в подростковом возрасте знать свои права в данном вопросе и уметь обращаться с деньгами.

(Одному-двум ученикам класса предлагается представить себя подростком-предпринимателем и пояснить, в чем особенность данного вида деятельности в этот период жизни.)

Домашнее задание

Прочитать §11. Практикум, с. 74.

 

Предыдущая статьяУрок 14. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
Следующая статьяУрок 143. Решение уравнений

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь