Урок 14. Экономическая деятельность подростков

0
554
страны мира

Цели: рассмотреть особенности экономической деятельности подростка; развивать учебно-исследовательские умения учащих­ся, критическое мышление.

Основные понятия: карманные деньги, молодежная экономика. Оборудование: учебник.

План изучения нового материала

1. Труд детей в разные исторические эпохи.

2. Молодежная экономика в современном обществе.

Ход урока

I. Организационный момент

— Прослушайте информационные фрагменты и предположи­те, о чем пойдет речь на нашем уроке.

1. В годы Великой Отечественной войны наряду со взрослыми дети несли все тяготы войны. Они работали на заводах, встав за станки вместо ушедших на фронт рабочих. Одним из таких мо­лодых рабочих был Федя Быков. Вот что он писал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш ма­стер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов».

2. На острове Манам девочки начинают трудиться с раннего возраста: забота о доме, приготовление пищи, работа на огороде, уход за малолетними детьми. Труд мужчин сложнее, и мальчики, играя, готовятся к нему. С четырех-пяти лет в лодке отправляются со взрослыми на рыбную ловлю. При этом их учат, как грести, управлять лодкой, обходить течения, скалы и т. д. Нелегко про­вести грань между игрой и трудом в занятиях детей.

(Совместно с учителем учащиеся формулируют тему урока: «Экономическая деятельность подростков».)

II. Актуализация знаний

Для определения уровня овладения знаниями по предыдущей теме учитель может воспользоваться вопросами учебника на с. 68; 3—4 ученика представляют результаты практической деятельности (практикум, с. 68).

III. Слово учителя

Учитель зачитывает учащимся высказывания известных людей

о детстве и подводит школьников к мысли о важности данного этапа в формировании огромного спектра умений и навыков, в том числе экономической культуры.

«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным вре­менем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоя­щего друга, а еще реже — свободу» (И. Кант).

«Детство — равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И. Песталоцци).

«Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от нее свои очертания. Но лишь детство пройдет, че­ловеческий материал делается твердым, и его нельзя уже более плавить, а можно лишь слегка подскоблить» (Ж. Рамбссон).

IV. Работа с учебником

(Организуется работа с текстом на с. 69—70 учебника. Учащие­ся, работая в парах, отвечают на вопросы.)

— Какие умения и навыки должен был передать древний че­ловек своим детям?

— Чем были вынуждены заниматься дети крестьян и бедных горожан на разных этапах человеческой истории?

— Каким по продолжительности был рабочий день у детей в большинстве стран до начала XX в.?

— Сколько детей и подростков работало в тылу в годы Великой Отечественной войны?

(Учитель предлагает учащимся представить результаты работы с текстом.)

V. Лекция

1. Молодежная экономика в современном обществе.

Формы экономической деятельности подростков

1) Раздавать газеты.

2) Раздавать рекламные проспекты.

3) Работать курьером в каникулы.

4) Продавать мороженое.

5) Работать в фермерском хозяйстве.

6) Работать на предприятиях быстрого питания.

7) Заниматься озеленением города.

8) Работать в лесном хозяйстве и т. д. (Продолжи.)

2. Предпринимательская деятельность подростков.

Порядок применения законодательных норм для несовершенно­летних от 14 до 18 лет

1) Любая сделка подростка совершается с письменного согла­сия законных представителей.

2) Подросток должен согласовывать с законным представи­телем каждый шаг в качестве индивидуального предпри­нимателя.

3) Родители должны вникать во все тонкости предпринима­тельской деятельности подростка, т. к. они несут ответ­ственность за своих несовершеннолетних детей.

3. Карманные деньги.

– Как научиться рационально использовать карманные деньги?

— Как научиться составлять личный бюджет?

VI, Дополнительное чтение

(Учащиеся совместно с учителем читают текст на с. 73 учеб­ника и отвечают на вопросы.)

1. Почему первоначально побелка забора для Тома была на­казанием?

2. В чем вы видите образец предприимчивости и трудовой сме­калки в действиях главного героя?

3. Как бы вы поступили на месте Тома?

VII. Подведение итогов урока

В любую эпоху дети приобщались к труду. Очень долгое вре­мя это был тяжелый изнурительный труд, многое в организации детского труда изменил XX в. На современном этапе многие под­ростки включены в экономическую деятельность и поэтому очень важно уже в подростковом возрасте знать свои права в данном вопросе и уметь обращаться с деньгами.

(Одному-двум ученикам класса предлагается представить себя подростком-предпринимателем и пояснить, в чем особенность данного вида деятельности в этот период жизни.)

Домашнее задание

Прочитать §11. Практикум, с. 74.