Урок 14 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. «НЯНЕ», «УНЫЛАЯ ПОРА!..»

0
625
география

Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией Александра Сергеевича Пушкина; расширять кругозор, работать над развитием выразительной речи, прививать любовь к поэзии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают стихотворение; оценивают чтение друг друга.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Учитель может рассказать учащимся о том, что после южной ссылки поэт вынужден был находиться ещё два года в изгнании, в селе Михайловском Псковской губернии (области), родовом имении Пушкиных.

– На юге изгнание не казалось таким тяжким: его скрашивали друзья, новые впечатления, море, горы… А здесь что увидишь? «… Песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, на небе серенькие тучи…» А главное – одиночество и скука… Можно сойти с ума.

Рядом с поэтом в это тяжёлое для него время была только его няня Арина Родионовна – верная и любящая душа. И именно здесь, в Михайловском, Пушкин пишет своё первое стихотворение, посвящённое его «доброй подружке», которое мы читали с вами в прошлом году, – «Зимний вечер».

Несколько позже Александр Сергеевич пишет ещё одно стихотворение, которое так и называет «Няне».

2. Работа над стихотворением «Няне».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о своей няне?

– Какие слова подтверждают это?

– Прочитайте их.

– Какой вы представляете Арину Родионовну?

Далее учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.

Физкультминутка

3. Работа над стихотворением «Унылая пора!..».

– Какое время года у вас самое любимое?

– А вот любимой порой А. С. Пушкина была осень.

И он писал так:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила…

Затем учитель читает отрывок из стихотворения «Унылая пора!..».

– Что любит поэт в осени?

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Какие краски выбрал поэт для изображения осени?

– Какой вы представляете осень, слушая стихотворение А. С. Пушкина?

IV. Итог урока.

– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

– Что особенно удивило, запомнилось?

– О чём бы ещё хотели узнать?

– О чём хотели бы рассказать другим?

? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 68, 70, часть 1-я); выучить наизусть одно из стихотворений; сделать рисунок (рисунки) к наиболее понравившемуся стихотворению (стихотворениям).