Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией Александра Сергеевича Пушкина; расширять кругозор, работать над развитием выразительной речи, прививать любовь к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворение; оценивают чтение друг друга.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
Учитель может рассказать учащимся о том, что после южной ссылки поэт вынужден был находиться ещё два года в изгнании, в селе Михайловском Псковской губернии (области), родовом имении Пушкиных.
– На юге изгнание не казалось таким тяжким: его скрашивали друзья, новые впечатления, море, горы… А здесь что увидишь? «… Песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, на небе серенькие тучи…» А главное – одиночество и скука… Можно сойти с ума.
Рядом с поэтом в это тяжёлое для него время была только его няня Арина Родионовна – верная и любящая душа. И именно здесь, в Михайловском, Пушкин пишет своё первое стихотворение, посвящённое его «доброй подружке», которое мы читали с вами в прошлом году, – «Зимний вечер».
Несколько позже Александр Сергеевич пишет ещё одно стихотворение, которое так и называет «Няне».
2. Работа над стихотворением «Няне».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Каким настроением проникнуто это стихотворение?
– С каким чувством поэт пишет о своей няне?
– Какие слова подтверждают это?
– Прочитайте их.
– Какой вы представляете Арину Родионовну?
Далее учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.
Физкультминутка
3. Работа над стихотворением «Унылая пора!..».
– Какое время года у вас самое любимое?
– А вот любимой порой А. С. Пушкина была осень.
И он писал так:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
Затем учитель читает отрывок из стихотворения «Унылая пора!..».
– Что любит поэт в осени?
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Какие краски выбрал поэт для изображения осени?
– Какой вы представляете осень, слушая стихотворение А. С. Пушкина?
IV. Итог урока.
– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?
– Что особенно удивило, запомнилось?
– О чём бы ещё хотели узнать?
– О чём хотели бы рассказать другим?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 68, 70, часть 1-я); выучить наизусть одно из стихотворений; сделать рисунок (рисунки) к наиболее понравившемуся стихотворению (стихотворениям).