Урок 138. Подобные слагаемые

0
676

Цели: отрабатывать умения решать задачи с помощью уравнений, уравнения; обобщение и закрепление знаний по теме «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые»; подготовить учащихся к контрольной работе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Раскройте скобки:

2. При каких значениях а верно неравенство:

3. Решите уравнения:

1) (y – 7)(у + 2) = 0;

2) (х + 10)(х – 1) = 0;

3) (с – 6)(с – 9) = 0;

4) (b + 3)(с + 4) = 0.

4. Часы со стрелками отстают на 6 мин каждый день. Через сколько дней они будут показывать опять верное время?

5. Два числа и их произведение оканчиваются одной и той же цифрой. Какова эта цифра, если сумма трех таких цифр больше 15? (6.)

III. Индивидуальная работа (для более подготовленных учащихся)

Задание можно не переписывать.

1 карточка

2 карточка

IV. Сообщение темы урока

— Сегодня мы будем готовиться к контрольной работе.

V. Закрепление изученного материала

1. № 1282 (ж—и) стр. 225 (один ученик решает на обратной стороне доски, остальные — в тетрадях, взаимопроверка).

Решение:

2. № 1284 (е—к) стр. 225 (самостоятельно, взаимопроверка).

— Сколько групп подобных слагаемых в первом выражении? (3.)

Решение:

VI. Работа над задачей

№ 1289 стр. 226 (у доски и в тетрадях).

— Прочитайте задачу.

— Что известно? Что надо узнать?

— Сделайте краткую запись в виде таблицы.

— Какие слова нужны для составления краткой записи?

Скорость

Время

Расстояние

Пешком

Велосипед

Пусть х (км/ч) – скорость туриста пешком; х — натуральное число.

Скорость

Время

Расстояние

Пешком

Велосипед

х

х + 5

4(х + 5)

1) Зная, что весь путь 62 км:

3х + 4(х + 5) = 62

3х + 4х + 20 = 62

7х = 62 – 20

7х = 42

х = 42 : 7

х = 6; 6 (км/ч) — скорость туриста пешком.

2) 6 + 5 = 11 (км/ч) — скорость туриста на велосипеде.

(Ответ: 6 км/ч и 11 км/ч.)

VII. Физкультминутка

VIII. Повторение изученного материала

1. На чем основано раскрытие скобок?

— Найдите значение выражения:

Решение:

2. № 1294 (в, г) стр. 227 (устно).

— Расскажите, как удобнее найти значение выражения.

Решение:

IX. Самостоятельная работа (10 мин)

Вариант I

1. Решите уравнение:

2. Турист проехал на поезде и на теплоходе 605 км. Средняя скорость поезда 60 км/ч, а теплохода 25 км/ч. Сколько времени турист ехал на поезде и сколько на теплоходе, если известно, что на теплоходе он ехал на 3 ч меньше, чем на поезде?

3. Найдите значение выражения 5k — (3k — 8р), если k + 4р = 17.

Вариант II

1. Решите уравнение:

а) 0,7х — 0,4х — 0,98х = 12,73;

2. Велосипедист ехал по шоссе со скоростью 14 км/ч, а по грунтовой дороге — 8 км/ч. Всего он проехал 11,6 км. Сколько времени он ехал по шоссе и сколько по грунтовой дороге, если но грунтовой дороге он ехал на 0,2 ч меньше, чем по шоссе?

3. Найдите значение выражения -2m – (6n – 5m), если m – 2n = – 12.

X. Подведение итогов урока

— Какие слагаемые называют подобными?

— Приведите примеры подобных слагаемых.

Домашнее задание

№ 1304 (д, е), 1305 (д, е), 1306 (и—м), 1307 (ж, з) стр. 228, № 1310 стр. 229.