Урок 136. ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

0
502
схемы

Цели: развивать умение изменять прилагательные по родам в зависимости от рода существительного; правильно писать окончания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте словосочетания с прилагательными мужского рода. Докажите.

– Как узнать род имени прилагательного?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: смешная, крикливая, золотистый, мягкая.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена прилагательные. Во всех словах есть проверяемая орфограмма в корне.)

– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – золотистый – это прилагательное мужского рода, остальные прилагательные женского рода. 2) Лишнее слово – мягкая, в нем проверяемая орфограмма – парная согласная г. В остальных словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением: смешная – смех, крикливая – крик, …)

– Составьте цепочку из согласных букв, обозначающих мягкие звуки в словах, которые не являются лишними. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы м (смешная), р, л (крикливая).)

– Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные сонорные – очень звонкие непарные звуки.)

Ммрл Ррлм Ллмр Ммрл …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Составление предложений по схемам.

На доске даны схемы предложений:

– Можно ли, еще не составляя предложение, сказать, какие части речи будут в них?

– В каком роде и числе нужно употреблять имена прилагательные?

Дети под руководством учителя записывают предложения, составленные по схемам.

V. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.

1. Беседа с учащимися.

– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?

– Как вы ему ответите?

На доске записаны словосочетания:

мягк.. зима дорог.. подарок

мягк.. человек дорог.. вещь

мягк.. одеяло дорог.. стекло

– Допишите окончания прилагательных. Подчеркните орфограммы.

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных? (1) Найти существительное, с которым связано прилагательное. 2) Определить род имени существительного. 3) Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.)

– Как вы понимаете выражение «мягкий человек»?

2. Работа над упражнениями 494–495.

3. Работа над пословицами.

На доске записаны пословицы:

Умн.. книга что тёпл.. дождь для всходов.

Дождлив.. лето хуже осени.

Утренн.. роса – добр.. слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

– Выпишите из пословиц словосочетания с прилагательными, обозначьте род.

VI. Игра «Кто самый точный?».

Класс делится на группы. Учитель показывает предмет. Каждая группа старается как можно точнее описать предмет. Побеждает та группа, которая назовет больше имен прилагательных и наиболее точно их употребит.

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Какие родовые окончания имеют прилагательные?

Домашнее задание. Упражнение 503; повторить словарные слова по теме «Растения и животные».