Цели: развивать умение изменять прилагательные по родам в зависимости от рода существительного; правильно писать окончания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте словосочетания с прилагательными мужского рода. Докажите.
– Как узнать род имени прилагательного?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: смешная, крикливая, золотистый, мягкая.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена прилагательные. Во всех словах есть проверяемая орфограмма в корне.)
– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – золотистый – это прилагательное мужского рода, остальные прилагательные женского рода. 2) Лишнее слово – мягкая, в нем проверяемая орфограмма – парная согласная г. В остальных словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением: смешная – смех, крикливая – крик, …)
– Составьте цепочку из согласных букв, обозначающих мягкие звуки в словах, которые не являются лишними. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы м (смешная), р, л (крикливая).)
– Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные сонорные – очень звонкие непарные звуки.)
Ммрл Ррлм Ллмр Ммрл …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Составление предложений по схемам.
На доске даны схемы предложений:
– Можно ли, еще не составляя предложение, сказать, какие части речи будут в них?
– В каком роде и числе нужно употреблять имена прилагательные?
Дети под руководством учителя записывают предложения, составленные по схемам.
V. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.
1. Беседа с учащимися.
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
На доске записаны словосочетания:
мягк.. зима дорог.. подарок
мягк.. человек дорог.. вещь
мягк.. одеяло дорог.. стекло
– Допишите окончания прилагательных. Подчеркните орфограммы.
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных? (1) Найти существительное, с которым связано прилагательное. 2) Определить род имени существительного. 3) Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.)
– Как вы понимаете выражение «мягкий человек»?
2. Работа над упражнениями 494–495.
3. Работа над пословицами.
На доске записаны пословицы:
Умн.. книга что тёпл.. дождь для всходов.
Дождлив.. лето хуже осени.
Утренн.. роса – добр.. слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
– Выпишите из пословиц словосочетания с прилагательными, обозначьте род.
VI. Игра «Кто самый точный?».
Класс делится на группы. Учитель показывает предмет. Каждая группа старается как можно точнее описать предмет. Побеждает та группа, которая назовет больше имен прилагательных и наиболее точно их употребит.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие родовые окончания имеют прилагательные?
Домашнее задание. Упражнение 503; повторить словарные слова по теме «Растения и животные».