Цели: познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой текст вы записали – повествование или описание? Докажите.
– Какие знакомые части речи вы указали?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: калач, посвистел, растение, беседа, весёлый.
– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных мужского, женского и среднего рода по следующим формулам:
– Какие цепочки букв у вас получились?
крб брк рбк ркб бкр кбр …
– Закончите строчку до конца, снова начиная с первой формулы.
IV. Изучение нового материала.
1. На доске запись:
солнце яркий весенний
трава яркое весеннее
цветок яркая весенняя
– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)
– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)
– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.)
– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя.)
– Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.)
– Какие действия мы осуществляли с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)
– Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.
– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)
– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)
– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)
2. Знакомство с правилом и работа по таблице. (упр. 491.)
V. Закрепление нового материала.
1. На доске записаны прилагательные:
1) зелёный, продолговатый, сочный…
2) маленькая, серенькая, пугливая…
3) дальняя, трудная, незнакомая…
4) красное, спелое, душистое…
5) белый, душистый, лесной…
6) мягкий, тёплый, пушистый…
7) высокая, стройная, белоствольная…
8) смешной, забавный, короткий…
– К прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное, определите род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Подчеркните орфограммы.
Образец записи: зелёный продолговатый сочный огурец (м.р.).
2. На доске запись:
… трусливый, а лев … .
… полезный, а табак … .
… квадратный, а кольцо … .
… хитрая, а осёл … .
… большой, а мышка … .
… тёмная, а день … .
– Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род существительных и прилагательных в каждом словосочетании. Подчеркните орфограммы.
Образец записи: заяц трусливый (м. р.), а лев смелый (м. р.).
VI. Итог урока.
– Как узнать род имени прилагательного?
– На какой вопрос отвечают прилагательные мужского, женского и среднего рода и какие имеют окончания? Приведите свои примеры.
Прилагательные изменяются по родам, а существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду.
Домашнее задание. Правило, с. 56, упражнение 492.