Урок 134 ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ВИШНЕВОГО САДА». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ. ГЕРОИ

0
445
физика

Урок 134
Жанровое своеобразие «Вишневого сада».
Основной конфликт. Герои

Цели: углубить представление учащихся о пьесе Чехова; рассмотреть основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, жанровое и композиционное своеобразие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

«Вишневый сад» – итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

О сюжете.

В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

О композиции.

Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.

4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание (см. методические советы Ю. В. Лебедева, М. Б. Кузнецовой) [13].

II. Объяснение нового материала.

1. Своеобразие конфликта

Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишневый сад; внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

2. Принципы группировки действующих лиц

Основных действующих лиц в «Вишневом саде» – четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаем о их существовании.

Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются персонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее – с купцом Лопахиным, будущее – с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.

III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)

Домашнее задание.

Сочинение по произведениям А. П. Чехова.

Примерные темы:

1) Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

2) «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).

3) «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).

4) Образы «футлярных людей» в рассказах А. П. Чехова.

5) Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

6) «Дворянское гнездо» в изображении Чехова. (По пьесе «Вишневый сад».)

7) Комические образы и ситуации в произведении Чехова «Вишневый сад».

8) Время и память в пьесе «Вишневый сад».

русская литература, поурочный план, 10 класс