Урок 132 РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ», «ПАЛАТА № 6»

0
536
физика

Урок 132
РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ», «ПАЛАТА № 6»

Цели: углубить и расширить знания учащихся путем знакомства с произведениями «Ионыч», «Палата № 6»; раскрыть процесс духовной деградации человека, выяснить причины превращения доктора Старцева в Ионыча.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

К теме разрушения человеческой личности неоднократно обращается Чехов в рассказах. Глубокое отвращение испытывает Чехов к врачам-стяжателям. В рассказе «Дуэль» есть эпизодический, но запоминающийся персонаж – врач Устимович. Он соглашается присутствовать на дуэли (на случай, если понадобится врачебная помощь), но тут же сообщает свои расценки. Чехов устами одного из героев определяет сущность Устимовича: «Ростовщик, а не доктор». В рассказе «Цветы запоздалые» доктор Топорков тоже имеет страсть к накопительству.

«Ионыч» – история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.

II. Работа над содержанием рассказа «Ионыч» (1898). (Анализ содержания, пересказ. Чтение эпизодов, комментирование.)

Вопросы:

1. Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. (На первых порах земский врач много работает, не имея ни минуты свободного времени.)

2. Как к нему относятся в городе?

3. Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приемы использует автор для изображения этой семьи?

4. Основные этапы жизни Старцева. Как изменяется его внешность, поведение, речь?

5. Как относится он к Екатерине Ивановне? Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны? Кто виноват?

6. Что явилось причиной превращения Дмитрия Старцева в Ионыча?

7. Какие художественные приемы (описание природы, портрет, образы-вещи) помогают Чехову показать эволюцию героя?

8. В чем идейный смысл рассказа? (Автор подчеркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою «захватывают» человека чрезвычайно быстро.

Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости. «Берегите в себе человека!» – говорит автор.)

III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).

Совершим экскурсию в палату № 6, познакомимся с ее обитателями.

Вопрос: В чем смысл спора Громова и доктора Рагина?

(Рагин: «Все вздор и суета, в своей нечестности виноват не я, а время… Родись я двумястами лет позже, я был бы другим».

Устами Громова Чехов осуждает взгляды Рагина: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно…»

Писатель восстает против равнодушного и пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто не страдает.)

Домашнее задание.

1. Прочитать пьесу «Вишневый сад», подготовиться к чтению по ролям.

2. Индивидуальные сообщения по темам:

Содержание, герои, проблемы пьес «Чайка», «Дядя Ваня».

поурочный план, 10 класс, русская литература

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь