Цель: познакомить учащихся с синонимическим рядом слов, их ролью в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. (Взаимопроверка.)
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
Неряшливый частый шершавый
а р ?
– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, должна стоять на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Неряшливый, а противоположное по смыслу слово – аккуратный, поэтому стоит буква а. Частый – редкий, отсюда буква р. Антоним слова шершавый – гладкий. На месте вопросительного знака нужно поставить букву г. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву г.)
Гг Ггг Гггг …
– Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.
IV. Наблюдение над прилагательными, близкими по смыслу. (упр. 482.)
– Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
В. Синицын
V. Подбор слов, близких по смыслу.
1. Работа над упражнением 483.
2. На доске записаны словосочетания:
Тихая езда – … езда.
Тихий голос – … голос.
Густой лес – … лес.
Густой туман – … туман.
Горячая вода – … вода.
Горячее лето – … лето.
Старая книга – … книга.
Старый человек – … человек.
– Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные синонимами.
3. Редактирование текста.
На доске записан текст:
В пустыне
Очень жаркий день. Жаркое солнце нещадно палит почву. По жаркой пустыне идет караван верблюдов.
– Какие слова в тексте вы бы заменили? (Солнце, которое нещадно палит, точнее назвать жгучим. День был очень жаркий, поэтому пустыню можно назвать знойной.)
Дети записывают отредактированный текст:
Очень жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идет караван верблюдов.
– Назовите слова-синонимы. (Жаркий, знойный, жгучий.)
– Слова-синонимы близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов, близких по смыслу.
Учитель знакомит учащихся со «Словарем синонимов».
VI. Итог урока.
– Какие слова называются именами прилагательными?
– Приведите примеры имен прилагательных, близких по смыслу.
– Назовите имена прилагательные, противоположные по смыслу.
Домашнее задание. Упражнение 485.