Цели: углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, противоположные по смыслу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие словосочетания вы составили? Прочитайте.
– С какой частью речи связано прилагательное?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: удивительный, изумительный, поразительный, сказочный.
– Чем похожи данные слова? (Это имена прилагательные в форме единственного числа. Все слова близки по смыслу – синонимы.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – сказочный, в нем нет приставки. Остальные слова – с приставками.)
– Буква, которую мы будем писать сегодня, является приставкой одного из прилагательных. Какая это буква? (Это буква у. Она является приставкой в слове
Уу Ууу Уууу …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу. (упр. 477.)
– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…
Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.
Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
В. Синицын
– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)
– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)
На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.
– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.
Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.
– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).
V. Упражнение в подборе прилагательных, противоположных по смыслу.
1. Работа над упражнениями 479–480.
2. На доске записаны пословицы:
Доброе слово лечит, … – калечит. Осенью дни ненастные, а весной … . Родная сторона – мать, а … – мачеха. Платье хорошо новое, а друг … .
– Запишите пословицы, вставьте противоположные по смыслу имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как называются слова, противоположные по смыслу?
– По каким признакам один предмет можно противопоставить другому?
Домашнее задание. Упражнение 481.