Урок 132. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ

0
541
метод печати

Цели: углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие словосочетания вы составили? Прочитайте.

– С какой частью речи связано прилагательное?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: удивительный, изумительный, поразительный, сказочный.

– Чем похожи данные слова? (Это имена прилагательные в форме единственного числа. Все слова близки по смыслу – синонимы.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – сказочный, в нем нет приставки. Остальные слова – с приставками.)

– Буква, которую мы будем писать сегодня, является приставкой одного из прилагательных. Какая это буква? (Это буква у. Она является приставкой в слове

Уу Ууу Уууу …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу. (упр. 477.)

– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…

Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.

Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

В. Синицын

– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)

На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.

– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.

Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.

– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

V. Упражнение в подборе прилагательных, противоположных по смыслу.

1. Работа над упражнениями 479–480.

2. На доске записаны пословицы:

Доброе слово лечит, … – калечит. Осенью дни ненастные, а весной … . Родная сторона – мать, а … – мачеха. Платье хорошо новое, а друг … .

– Запишите пословицы, вставьте противоположные по смыслу имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как называются слова, противоположные по смыслу?

– По каким признакам один предмет можно противопоставить другому?

Домашнее задание. Упражнение 481.