Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: зелёненький, горьковатый, сладковатый, кисленький.
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена прилагательные в единственном числе. Во всех словах есть суффиксы:
– Какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово – зелёненький. Это прилагательное обозначает признак предмета – цвет. Остальные прилагательные обозначают признак предмета – вкус.)
– Какие еще признаки предметов обозначают прилагательные? Приведите примеры. (Прилагательные обозначают следующие признаки предметов: запах (душистый), размер (большой), ширину (узкий), высоту (низкий), форму (круглый), массу (тяжёлый), качества людей (добрый, весёлый, трудолюбивый).)
– Составьте цепочку букв из орфограмм, которые находятся в корне данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (В слове зелёненький – безударная гласная е, в слове горьковатый – безударная гласная о, в слове сладковатый – безударная гласная а и парная согласная д. Значит, цепочка состоит из четырех букв: е, о, а, д.)
Еоад, Деоа, Адео …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Составление предложений по схемам. (упр. 472.)
Обобщение знаний об имени прилагательном по данным в упражнении вопросам.
V. Связь имен прилагательных с именами существительными.
1. Работа над упражнением 473.
2. На доске записан текст, в предложениях которого пропущены имена прилагательные:
Этот … зверёк живет в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …, а задние – …. Шубка у зверька летом …, а зимой – …. Морковка, … капуста – любимые лакомства животного. А зимой и … кора хороша. … зверёк всего боится.
– Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.
– Стрелкой укажите в первом и во втором предложении связь прилагательных с именами существительными.
VI. Образование прилагательных от имён существительных. (упр. 474.)
VII. Составление текста по аналогии (творческое задание).
Чтение учителем текста-загадки:
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
– Попробуйте составить текст-загадку по аналогии, используя в тексте имена прилагательные, которые помогут точно описать предмет.
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 476.