Урок 131
«ЕГО ВРАГОМ БЫЛА ПОШЛОСТЬ» (РАССКАЗЫ
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ»)
Цели: усвоить содержание «маленькой трилогии»; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
90-е годы ХIХ века полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Антону Павловичу Чехову.
В 1895 г. 114 ученых и писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петицией, в которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры, невозможности печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это необычный и смелый поступок писателя.
В 1898 г. с большим успехом шли пьесы Чехова на сцене Художественного театра: в этом же году состоялось знакомство Чехова с Горьким. Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.) этой же чести был удостоен молодой Горький. Но по распоряжению Николая II избрание Горького было объявлено недействительным.
В знак протеста Чехов (вместе с Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок решительный и смелый.
В творчестве Чехова произошли изменения. Теперь в произведениях писателя характерны темы, объединяющие в один цикл несколько рассказов.
II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» написаны Чеховым в 1898 г. Рассказы, связанные общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют «маленькой трилогией».
Интересно высказывание Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к «маленькой трилогии» Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».
«Человек в футляре»
Первый рассказ «маленькой трилогии».
Беседа по вопросам:
1) Передайте содержание рассказа с чтением фрагментов.
2) Расскажите о внешности, обстановке в квартире Беликова.
3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?
4) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?
5) В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»? (Повествование ведется от лица рассказчика. Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)
Чехов с поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не вышло», – жизненная философия Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора.
«Крыжовник»
Это следующий рассказ «маленькой трилогии».
Беседа по вопросам:
1) О чем мечтает всю жизнь чиновник Чимша-Гималайский?
2) Осуществилась ли эта мечта?
3) Изменился ли герой? Можно ли назвать его «человеком в футляре»? (Покупка собственности перерождает маленького чиновника. Он уже землевладелец, целиком уходит в мир хозяйствования, постепенно превращаясь в самодовольного и равнодушного обывателя. Чехов страстно восклицает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».)
«О любви»
Последний из рассказов «маленькой трилогии».
Беседа по вопросам:
1) Как живет, о чем мечтает главный герой Алехин?
2) Почему он нерешителен, робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?
3) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?
(Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, теряет смысл. Постепенно деградирует герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потеряв свою любовь, Алехин живет в одиночестве, работая и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)
Вывод. В мире беликовых, чимша-гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».
Домашнее задание.
1. Прочитать рассказы «Ионыч», «Палата № 6», «Учитель словесности», «Попрыгунья».
2. Объяснить значение слов: деградация, пошлость, обыденщина, банальный, бенефис.