Урок 130
ТАЙНА ЛИЧНОСТИ А. П. ЧЕХОВА
(ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ)
Цели: вызвать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы ХIХ в.
Это годы наступления правительственной реакции, кризиса господствовавших в обществе идеологий и верований, пассивности либеральной интеллигенции. 80-е годы ХIХ в. – эпоха поисков новых путей развития страны. Творческий метод А. П. Чехова уже определился, в письме к Плещееву он написал: «Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем». Но даже в этот период «безвременья» Чехов чувствует и ощущает нормы жизни и человеческих отношений, видит отклонения от норм и показывает их.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Что вы помните о Чехове?
2. Какие рассказы читали?
3. Что вам кажется особенно привлекательным в духовном облике Чехова?
4. Каким представляете писателя?
(В. И. Немирович-Данченко рисует портрет А. П. Чехова: «Я увидел довольно красивого, положительно красивого молодого человека, с приятно вьющимися, забранными назад волосами, бородкой и усами, очевидно, избегавшими парикмахера, державшегося скромно, но без излишней застенчивости и, очевидно, склонного к невычурной чистоплотности и внешней порядочности, голос очень низкий, молодой бас, дикция настоящая русская, даже с каким-то оттенком чисто великорусского наречия, интонация гибкая, даже переливающаяся в легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, тем более, театральности».
Л. Н. Толстой: «Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихий, точно барышня! Просто – чудесный!»
А. М. Горький: «В его серых, грустных глазах почти всегда мягко искрилась тонкая насмешка, но порою эти глаза становились холодны, остры и жестки; в такие минуты его гибкий, задушевный голос звучал тверже, и тогда – мне казалось, что этот скромный мягкий человек, если он найдет нужным, может встать против враждебной ему силы крепко, твердо и не уступит ей».
Современников поражало в Чехове сочетание черт, казалось бы, противоречивых: сердечности и доброты с твердостью и даже суровостью.)
III. Объяснение нового материала.
Очерк жизни и творчества
Антона Павловича Чехова (1860-1904)
1. Детские и гимназические годы.
Родился в 1860 г. в городе Таганроге. Родители – отец Чехов Павел Егорович, владелец небольшой бакалейной лавки, мать – Евгения Яковлевна. «Отец и мать придавали особенное значение языкам… Позднее являлся учитель музыки…» (А. П. Чехов). Дети помогали отцу в торговле, а также пели в церковном хоре. Наказания розгой рано выработали в Чехове отвращение к насилию.
С 1868–1879 гг. Чехов учился в Таганрогской гимназии, подрабатывал репетиторством. Прозвищем «Чехонте» наградил будущего писателя учитель русской словесности Ф. П. Покровский, рано заметивший юмористический талант юноши.
2. Московский университет и начало литературной деятельности.
1879–1884 гг. – годы учебы А. П. Чехова на медицинском факультете Московского университета. Чехов: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов».
Сотрудничество в юмористических журналах «Будильник», «Сверчок», «Стрекоза», «Осколки» и др. под псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов и др.
3. Доктор А. П. Чехов.
Занятия врачебной практикой дали впоследствии богатейший материал для рассказов. Чехов: «За все лето перебывало у меня несколько сотен [пациентов], а заработал я всего 1 рубль».
4. Литературная слава. Сборники рассказов «Пестрые рассказы», «В сумерках», «Сказки Мельпомены».
Краткий пересказ содержания прочитанного рассказа.
Вопросы:
1) Как поняли тему, идею рассказа?
2) Какие особенности таланта Чехова можете отметить?
5. Формирование мировоззрения писателя. Поездка на остров Сахалин.
Чехов-писатель всю жизнь обличал пошлость. Когда его обвиняли в отсутствии убеждений, он отвечал: «Беспринципным писателем или, что одно и то же, прохвостом я никогда не был».
Поездка на Сахалин была предпринята писателем с целью изучить жизнь каторжан. Итог поездки – книга «Остров Сахалин».
6. Мелиховский период творчества А. П. Чехова.
Создание рассказов «Палата № 6», «Дуэль», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» и др.
7. А. П. Чехов – драматург. Работа для Московского Художественного театра. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
«Вишневый сад» (1903–1904 гг.) – последняя пьеса А. П. Чехова.
8. Жизнь в Ялте. Болезнь и смерть.
В 1904 г. Чехов едет лечиться за границу, в Германию. Ольга Книппер-Чехова рассказывает о последних минутах жизни Чехова: «Пришел доктор, велел дать шампанского, Антон Павлович сел… Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: “Давно я не пил шампанского!..”, – покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолк навсегда…»
Домашнее задание.
1. Сочинение.
Примерные темы:
1) О чем грустит А. П. Чехов в рассказе «Дом с мезонином»?
2) В чем трагедия доктора Дымова? (По рассказу «Попрыгунья».)
3) «Главное – перевернуть жизнь». (По рассказу «Невеста».)
2. Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».