Ц е л и : совершенствовать умения распознавать в тексте предложения с однородными членами, употреблять их в речи; познакомить с правилом расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и.
Х о д у р о к а
I. Письмо по памяти.
Н а д о с к е: Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Н. Дубровина
п р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
Прочитайте четверостишие.
Подчеркните «ошибкоопасные» места, проанализируйте их.
– Какие однородные члены есть в первом предложении? Почему не по-ставили запятую?
– В каком еще предложении есть однородные члены? Почему в третьем предложении поставили запятую?
– Прочитайте загадку и запишите ее по памяти.
После окончания работы учитель открывает текст на доске, дети проверяют написанное.
II. Актуализация опорных знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 42.
– Прочитайте предложения первой группы.
– Что у них общего? Чем отличаются?
– Составьте на доске схемы этих предложений. (У доски работают два ученика.)
Аналогичная работа проводится со второй группой предложений.
– На что обратили внимание при составлении схем?
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д. Если однородные члены соединены союзами и, то запятая ставится, начиная со второго союза и .
2. З н а к о м с т в о с т а б л и ц е й.
Выполнение упражнения 44.
– Какие сведения содержатся в таблице?
– Прочитайте содержание таблицы. Что сообщается нового о расстановке запятых при однородных членах?
III. Закрепление.
– Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм, расстановку знаков препинания.
– Спишите текст, подчеркивая однородные члены, расставляя знаки препинания.
– Какие слова называют синонимами?
– Подберите синонимы к слову доглядывал.
IV. Работа над обогащением словарного запаса.
– Запишите синонимы к данным словам:
· храбрый;
· большой;
· трудный.
– Являются ли синонимами глаголы жужжать и гудеть? Объясните свой ответ.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке о расстановке запятых между однородными членами?
Домашнее задание: упражнение 43, таблица на с. 25.