Урок№ 13. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

0
661
литература


Урок№ 13. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

Цели: показать учащимся особенности грамматической связи под­лежащего и сказуемого; потренировать и развить умение согласовывать подлежащее, выраженное словосочетанием, со сказуемым.

I . Словарный диктант.

Преследовать, специальность, профессия, сигнал, регулировать, подвиг, героизм, мужество, привилегия, ровесник, сверстник, талантли­вый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, диплом, свиде­тельство, аттестат, традиция, идеал, стипендия, митинг, кандидат, делегат, депутат.

(Учащиеся при подготовке к диктанту должны выписать слова из учебника § 2-8.)

II . Анализ предложений по плану схемы (см. урок № 12).

I вариант. Осень. Мы шли у самой воды и распугали чаек.

II вариант. Личный эгоизм – родной отец подлости. Не спеши, друг,
выслушай меня внимательно.

III . Новый материал.

Объяснение нового материала проводится на материале учебника.

Учащиеся анализируют предложения из упражнения № 81.

Вывод: связь подлежащего и сказуемого, образующих граммати­ ческую основу, более свободна, чем связь слов в словосочетании. Поэтому она требует большего контроля в соотнесении форм подлежащего и ска­зуемого, особенно в тех случаях, когда в роли подлежащего используются слова, обозначающие группу предметов, но имеющие грамматическую форму единственного числа; когда в предложении имеются однородные подлежащие; когда сказуемые обозначают различные состояния человека и природы.

IV . Закрепление изученного.

1. Редактирование: записать текст в исправленном виде.

Осенью войдешь в лес, и сразу бросается в глаза голые кусты и деревья. 2. С древности привилось людям любовь и уважение к хлебу. 3. Сосновый и еловый лес стоят высокой стеной. 4. Деревья стоят голые, но ещё одетый в снежный наряд.

Упражнение для тренировки в установлении подчинительных свя­ зей слов. Задание: дописать окончания.

1. Мы свернули с тропинки, чтобы спуститься к дюнам по пригре­тому склону, покрыт…травой и прошлогодними листьями, упавш…с вы­соченных дубов. 2. Оно (солнце) вставало медленно, плавясь в золот…тумане, вздрагивая и незаметно меняя краски наранн…, ещё не снувш…ся воде.

3. Упражнение 82 ( I ).

V . Задание на дом:

подготовка к обобщающему уроку по вопросам на с. 43, упр. 87.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь