Цель:1. ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке,
2. развитие умения выделять приставки и суффиксы в слове, развитие орфографической зоркости, совершенствовать навыки письма,
3. воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.
Ход урока
Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение № 5 на странице 63
З. Этап проверки знаний
1). Дома вы должны повторить уже изученные части слова. Одним из вас я дам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания и выполняйте в карточке.
Раздаю карточки с заданиями. (Приложение 1).
4. Этап подготовки к активному усвоению знаний
– Думаю, настало время познакомиться с новыми морфемами, которые называются приставка и суффикс.
– Запишем под диктовку предложение:
Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью.
(Проверьте.)
1). Выпишите однокоренные слова из этого предложения.
(Заморозки, морозы.) (Проверка.)
2). Выделите: окончание, корень.
3). Сравните эти слова.
– Из каких частей состоит слово морозы?
(корень, окончание).
– Из каких частей состоит слово заморозки?
(Корень, окончание и другие части слова.)
– Это новые морфемы. У каждой есть своё название, место в слове и своя роль.
За – это приставка, она всегда стоит перед корнем. Графически выделяется вот таким образом .
-к- – это суффикс, он всегда стоит после корня. Графически выделяется вот таким образом .
– Напрашивается вопрос: “Для чего служат приставки и суффиксы?”
– Как вы думаете?
(Для образования новых слов.)
5. Этап объяснения новой темы
Слово учителя:
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Конспект в тетрадь для правил
6. Этап закрепления новой темы
Задание № 1. Игра.
– Я предлагаю поиграть в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.
Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …
(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)
Запишите эти слова и выделите приставки.
Задание №. 2 От данных слов образовать 2-3 однокоренных слова с помощью приставок в-, на-, пере-, про-, по-, от-, вы-, за-.
Писать, плыть, лить.
Выделить приставки.
Задание № 3. Наблюдение над ролью суффиксов.
-Прочитайте слова.
Лис а , лисиц а , лисичк а, лисоньк а.
– Что общего у этих слов?
– Чем отличаются?
– Запишите эти слова, выделите суффиксы.
Работа с учебником
Страница 69. чтение таблицы – способы образования слов..
Задание № 4 Работа в парах : сделайте морфемный разбор слов:
берёзка, полёт, пригородный, старушка, поездка перестрелка, дворник, звёздочка.
. Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вверх, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
VI. Итог урока
С помощью каких частей слова
7. Этап рефлексии Итог урока.
– Назовите тему нашего урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чему учились?
– Для чего служат приставки и суффикс?
2. Сравнение приставки и суффикса.
– Что называется приставкой?
– Что называется суффиксом?
– Чем сходны приставка и суффикс?
– Чем они различаются?
8. Этап оценивания
9. Этап информированности о домашнем задании. Правила выучить. Упражнение № 3 на странице 69. списать слова. Разобрать их по составу