Урок № 13 Приставка и суффикс как способ образования новых слов

0
747
география

Цель:1. ознакомление со словообразовательной ролью приставки и суффикса в русском языке,

2. развитие умения выделять приставки и суффиксы в слове, развитие орфографической зоркости, совершенствовать навыки письма,

3. воспитание аккуратности, привитие интереса к изучению состава слова.

Ход урока

Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение № 5 на странице 63

З. Этап проверки знаний

1). Дома вы должны повторить уже изученные части слова. Одним из вас я дам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания и выполняйте в карточке.

Раздаю карточки с заданиями. (Приложение 1).

4. Этап подготовки к активному усвоению знаний

– Думаю, настало время познакомиться с новыми морфемами, которые называются приставка и суффикс.

– Запишем под диктовку предложение:

Заморозки – это лёгкие утренние морозы весной или осенью.

(Проверьте.)

1). Выпишите однокоренные слова из этого предложения.

(Заморозки, морозы.) (Проверка.)

2). Выделите: окончание, корень.

3). Сравните эти слова.

– Из каких частей состоит слово морозы?

(корень, окончание).

– Из каких частей состоит слово заморозки?

(Корень, окончание и другие части слова.)

– Это новые морфемы. У каждой есть своё название, место в слове и своя роль.

За – это приставка, она всегда стоит перед корнем. Графически выделяется вот таким образом .

-к- – это суффикс, он всегда стоит после корня. Графически выделяется вот таким образом .

– Напрашивается вопрос: “Для чего служат приставки и суффиксы?”

– Как вы думаете?

(Для образования новых слов.)

5. Этап объяснения новой темы

Слово учителя:

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Конспект в тетрадь для правил

6. Этап закрепления новой темы

Задание № 1. Игра.

– Я предлагаю поиграть в игру-сказку. Героем этой сказки будет Гномик. Мы составим небольшой рассказ про путешествие, этого Гномика. Я начну, а вы продолжите.

Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)

Запишите эти слова и выделите приставки.

Задание №. 2 От данных слов образовать 2-3 однокоренных слова с помощью приставок в-, на-, пере-, про-, по-, от-, вы-, за-.

Писать, плыть, лить.

Выделить приставки.

Задание № 3. Наблюдение над ролью суффиксов.

-Прочитайте слова.

Лис а , лисиц а , лисичк а, лисоньк а.

– Что общего у этих слов?

– Чем отличаются?

– Запишите эти слова, выделите суффиксы.

Работа с учебником

Страница 69. чтение таблицы – способы образования слов..

Задание № 4 Работа в парах : сделайте морфемный разбор слов:

берёзка, полёт, пригородный, старушка, поездка перестрелка, дворник, звёздочка.

. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вверх, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

VI. Итог урока

С помощью каких частей слова

7. Этап рефлексии Итог урока.

– Назовите тему нашего урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему учились?

– Для чего служат приставки и суффикс?

2. Сравнение приставки и суффикса.

– Что называется приставкой?

– Что называется суффиксом?

– Чем сходны приставка и суффикс?

– Чем они различаются?

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Правила выучить. Упражнение № 3 на странице 69. списать слова. Разобрать их по составу