Цели: развивать наблюдательность, творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту родной природы.
Оборудование: акварель, гуашь, фломастеры, карандаши; фотографии, иллюстрации природы; стихотворения о природе, загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего урока «Красоту нужно уметь замечать». Этому мы и будем учиться, а поможет нам Мастер Украшения.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Сегодня урок мне бы хотелось начать со стихотворения С. Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
– О чем это стихотворение?
– Какое название подходит ему? Почему?
– Какие чувства были у вас, когда я читала эти строки?
– С чем сравнивается снег? (С серебром.)
– Что лежит на пушистых ветках? (Снежная кайма.)
– Как вы понимаете это слово?
Кайма – снежная полоска на краю ветки.
– Как понимаете последние строки стихотворения: «Распустились кисти белой бахромой»?
– Очень точные, выразительные сравнения приводит поэт. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?
– Обратите внимание, сколько красивого в этих поэтических строках о березе.
– Теперь рассмотрим художественные произведения, поучимся видеть прекрасное в них.
Учитель по своему усмотрению предлагает произведения искусства для рассмотрения, на которых помогает детям заметить красоту природы.
3. Работа по учебнику.
– Красоту долго искать не надо, она рядом с нами, главное – это замечать ее. Помогает нам в этом природа. Мастер Украшения учится у нее видеть красоту, затем предоставляет нам такую возможность – он учит овладевать наукой красоты в изображении.
– Посмотрите фотографии на с. 46 и 47.
– Что изображено? (Удивительно яркая птичка сидит на ветке растения. У нее очень красивое оперение.)
– Что еще заметили? (Перо павлина имеет яркие цвета, необычный привлекательный рисунок, похожий на глаз.)
– Обратите внимание на первое изображение. (Это киви.)
– Какой орнамент увидели, когда разрезали плод? (Внутри киви напоминает солнышко с лучами или веснушками – мелкими красивыми черными точками.)
– Казалось бы, то, что для нас обычно, что мы видели неоднократно, – таит в себе такую красоту.
– Что можете сказать о деревьях?
– Деревья, их ветви как бы сплелись и стали в хоровод, где взяли друг друга за руки, образуя неповторимый узор.
– Что увидели на картинке чуть ниже?(Березовые сережки на ветках.)
– Отгадайте загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
– Что это? (Береза.)
– О каких платьицах идет речь? (Белый ствол у березы.)
– Обратите внимание на изображения, которые «нарисовала» природа на коре березы. Какие узоры можно увидеть на ней?
– Отгадайте загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Бусы факелом горят,
Птицы рядышком галдят.
– Что это? (Рябина.) Посмотрите на рисунок рябины в учебнике.
– Почему рябину сравнивают с факелом?
– Что это за бусы на рябине? (Ягоды.)
– Вы согласны, что рябина очень красива осенью?
– Какое впечатление произвели на вас иллюстрации?
– Вот еще одна загадка:
У избы побывал,
Все окно разрисовал.
– Что это? (Мороз, рисунок на окне.)
– Кто видел рисунки мороза на окне?
– Эти чудесные узоры рисует и дарит нам природа, нужно лишь только заметить эту красоту.
БУРАТИНО
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
IV. Педагогический рисунок.
– Сейчас я буду рисовать березу.
Нарисую ствол дерева, одной линией намечу его высоту, другой – покажу толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отмечу поочередное расположение крупных ветвей. Нарисую их линиями разной длины. Потом покажу толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем раскрашу дерево: листву, ствол, ветви.
Ствол и ветви обведу темной краской, листву раскрашу по своему усмотрению в виде пятен и мазочков.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа рисует свой рисунок. Вы выбираете сами, что будете рисовать. Но непременно ваш рисунок должен быть самым красивым и неповторимым, потому что каждый из вас увидит в окружающем свою красоту и прелесть, ее и изобразит. Можете позаимствовать узоры из представленных образцов.
– Кто-то выберет картины природы, кто-то, может быть, нарисует изящный узор, который мы видели на окнах зимой. Я предоставляю вам возможность свободного выбора.
Можно использовать и акварель, и гуашь, если хотите фломастеры и карандаши.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового узнали? (Красота рядом с нами, ее надо только постараться увидеть, заметить.)
3. Уборка рабочего места.