Урок 13. Климатические пояса

0
717

Цели урока: познакомить с основными принципами выделения климатических поясов; выявить различия между основными и переходными климатическими поясами; раскрыть проявление закона зональности в размещении климатических поясов; сформировать представление о главных особенностях климата каждого пояса и о климатических областях; научить анализировать климатические диаграммы.

Средства обучения: климатическая карта мира и карта климатических поясов (атлас), таблицы “Типы климатов земного шара” с раздаточным материалом.

Основные представления и понятия: климат, климатообразующие факторы, типы воздушных масс и их движение в общей циркуляции атмосферы, основные и переходные климатические пояса; типы климата, климатические диаграммы.

Межпредметные связи: свойства воздуха (природоведение, естествознание)

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Классификация климатов Земли Б. П. Алисова

Объяснение учителя. Введение понятия “климатический пояс”, основания для выделения климатических поясов.

Задание учащимся. Составить по плану характеристику карты климатических поясов; назвать и показать на карте все климатические пояса.

2. Основные климатические пояса

Объяснение учителя. Особенности климата каждого из основных климатических поясов.

Практическая работа. Чтение климатической карты с целью установления основных характеристик климата (летных и зимних температур, амплитуды температур, воздушных масс, количества и режима осадков, господствующих ветров) экваториального, тропического, умеренного и арктического (и антарктического) климатических поясов.

3. Переходные климатические пояса

Объяснение учителя. Положение переходных поясов между основными; изменение высоты солнца и смена воздушных масс по сезонам года.

Беседа. Анализ схемы перемещения воздушных масс по сезонам года (§ 12, стр. 49). Показать на карте переходные климатические пояса.

Практическая работа. Составить по климатической карте характеристику климата каждого переходного пояса; на контурной карте выделить границы поясов, обозначить воздушные массы, температуры, господствующие ветры и осадки.

4. Климатические области – составные части климатических поясов

Объяснение учителя. Климатические области внутри поясов выделяются с учетом характера подстилающей поверхности, господствующих ветров, течений и других факторов.

Задание. По карте климатических поясов определите, в каких поясах есть климатические области. Сопоставьте эту карту с физической картой и установите причины образования климатических областей.

5. Климатические графики и диаграммы (климатограммы)

Рассказ учителя. Как строят климатограммы, какие показатели и каким способом на них отображают.

Беседа. Ознакомление с порядком действий при анализе климатограммы (см. Приложение учебника).

Практическая работа. Анализ диаграмм учебник (стр. 50, рис. 43) и соотнесения их с картой климатических поясов.

Закрепление изученного

Что называют климатическим поясом? Сколько климатических поясов выделяют на Земле?

Что служит основанием для выделения поясов? Чем основные пояса отличаются от переходных?

Какой из материков лежит во всех климатических поясах? Какой – только в двух поясах?

На каком материке присутствуют все климатические пояса, кроме экваториального?

В каком климатическом поясе много климатических областей? Почему?

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку