Урок 120. Подчинительные союзы

0
531

Урок 120. Подчинительные союзы

Цели: обосновать деление подчинительных союзов на груп­ пы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

– Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам
они относятся:

Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.

(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); из­далека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)

(Запись ответа остается на доске.)

II . Проверка домашнего задания

1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль:

внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.

2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихо­творений, определение роли повторяющихся союзов.

III . Изучение темы «Подчинительные союзы»

1. Слово учителя.

Обратим внимание на доску. В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее об­ щие значения, которые касаются самых разных отношений дейст­ вительности. То же относится к подчинительным союзам.

Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.

2. Эвристическое задание.

– Попробуйте сами определить названия групп по данным сою­ зам, записанным на доске.

Потому что, так как, благодаря тому что – (причинные союзы).

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы – (целевые).

Когда, едва, лишь только, пока – (временные).

Если, если бы, раз, ли – (условные).

Как, будто, как будто, словно, точно – (сравнительные).

Что, чтобы, как – (изъяснительные).

(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснитель­ ные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 337: комментированное письмо.
Примечание: предложение ж 4 содержит изъяснительный,

а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:

Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. {Не заметил чего? как въехал…)

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) {Роняю как? как дерево роняет…)

Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предло­ жения выполняются на доске и в тетрадях.

Упражнение 339: устно.

V. Словарная работа

– Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.

Светофор, семафор.

Комментарий.

Светофор – сигнальный электрический фонарь с разноцветны­ ми стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

Интересно, что это сложное слово объединяет русский корень {свет) с греческим {форос – несущий).

Семафор – 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железно­ дорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам. 3) Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем условных движений рук с флажками.

Это слово пришло в русский язык из французского, а по проис­ хождению является греческим {сема – знак, форос – несущий).

Домашнее задание

§59.

Упражнение 340.

Упражнение 335 (сочинение-миниатюра «На берегу»).