Урок 120. Подчинительные союзы
Цели: обосновать деление подчинительных союзов на груп пы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
– Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам
они относятся:
Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.
(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)
(Запись ответа остается на доске.)
II . Проверка домашнего задания
1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль:
внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.
2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.
III . Изучение темы «Подчинительные союзы»
1. Слово учителя.
Обратим внимание на доску. В лингвистической разминке мы вспомнили распределение наречий по значению. Это наиболее об щие значения, которые касаются самых разных отношений дейст вительности. То же относится к подчинительным союзам.
Подчинительные союзы делятся по значению на несколько групп.
2. Эвристическое задание.
– Попробуйте сами определить названия групп по данным сою зам, записанным на доске.
Потому что, так как, благодаря тому что – (причинные союзы).
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы – (целевые).
Когда, едва, лишь только, пока – (временные).
Если, если бы, раз, ли – (условные).
Как, будто, как будто, словно, точно – (сравнительные).
Что, чтобы, как – (изъяснительные).
(Последнюю группу определим и запишем позже: изъяснитель ные союзы иногда совпадают с союзами других групп. Подчеркнем, что реальное значение союзов проявляется только в предложении, в контексте.)
IV . Выполнение упражнений
1. Упражнение 337: комментированное письмо.
Примечание: предложение ж 4 содержит изъяснительный,
а не сравнительный союз как. Сопоставим предложения, зададим вопросы от главных предложений к подчиненным:
Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. {Не заметил чего? как въехал…)
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин.) {Роняю как? как дерево роняет…)
Упражнение 338: самостоятельная работа с последующей проверкой; морфологический разбор слова сотый и схема предло жения выполняются на доске и в тетрадях.
Упражнение 339: устно.
V. Словарная работа
– Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, в словарики; уточните их значение и происхождение по словарям.
Светофор, семафор.
Комментарий.
Светофор – сигнальный электрический фонарь с разноцветны ми стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.
Интересно, что это сложное слово объединяет русский корень {свет) с греческим {форос – несущий).
Семафор – 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железно дорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам. 3) Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем условных движений рук с флажками.
Это слово пришло в русский язык из французского, а по проис хождению является греческим {сема – знак, форос – несущий).
Домашнее задание
§59.
Упражнение 340.
Упражнение 335 (сочинение-миниатюра «На берегу»).