Урок 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «В СКАЗОЧНОМ ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ» (карандаш)

0
755
вирусы

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать творческую фантазию детей, наблюдательность и внимание, логическое мышление; формировать умение сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; воспитывать любовь и интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

Оборудование:

Изобразительный ряд: иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко»; книги с изображением различных видов рыб; образец педагогического рисунка «В сказочном подводном царстве» (карандаш).

Музыкальный ряд: музыка из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня урок является продолжением и логическим завершением предыдущего занятия по изобразительному искусству. Мы будем выполнять тематическое рисование «В сказочном подводном царстве».

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Вспомните сказки и былины, в которых действие происходит в сказочном подводном мире.

Верно, есть замечательная сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и Г.-Х. Андерсена «Русалочка», былина «Садко».

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Чтобы обогатить ваши представления о сказочном мире, прослушайте отрывок из былины «Садко»:

Проснулся Садко, купец богатый новгородский,

В океан-море да на самом дне;

Увидал он – сквозь воду печет красно солнышко,

Увидал он возле себя палаты белокаменны,

Заходил он в палаты белокаменны –

Во палатушках сидит на стуле царь Морской…

 А сейчас угадайте, из какой сказки следующие строки:

«Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

– Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

– На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

– Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, – тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

– Емеля, Емеля, скажи, что ты сейчас хочешь?

– Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.

Щука ему говорит:

– Запомни мои слова: когда что тебе захочется, – скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

Верно, этот отрывок из сказки «По щучьему веленью».

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Предварительно изучим изображение рыб в книгах, открытках с реалистическим изображением речных и морских обитателей и растений.

Обратите внимание не только на изображения рыб, но и на то, как нарисованы ракушки и водоросли, камешки.

 У кого из вас есть дома аквариумные рыбки?

 Как они выглядят?

 А вот эта иллюстрация выполнена известным вам по предыдущим урокам художником-иллюстратором. Кто из вас по творческой манере угадает автора этого произведения?

Верно, это иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко». На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством талантливого и трудолюбивого художника. Этот мастер горячо любил Родину, которой всегда восхищался, путешествуя по ее югу и северным окраинам. Он рано прикоснулся к жизни народа, его поэтическому устному творчеству – песне, сказке, и позднее сам начинает иллюстрировать народные сказки, а потом и сказки А. С. Пушкина. Его особой любовью были книги для детей.

Билибин создал собственный стиль рисования, обрамляя сказочные сюжеты орнаментом, состоящим из фантастических зверей и птиц, рыб, деревьев и цветов. В его рисунках, рассказывающих о сказочных героях и событиях, так много увлекательного и диковинного! Царские палаты и терема с их роскошным внутренним убранством, дорогие меха и парчовые одеяния бояр, не уступающие им по красоте, хотя и более скромные, праздничные наряды крестьян! И удивительные картины природы: то звездное небо, то голубоватый снег в сиянии молодого месяца, то дремучие леса, то высокие гребни волн!

Обратите внимание на средства, которыми художник передает сказочность подводного мира в иллюстрации «Cадко».

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня вы должны проявить свою творческую фантазию и наблюдательность. Постарайтесь в своих работах сочетать реальные образы со сказочными, фантастическими.

 Какие сюжеты вы выбрали для своего рисунка?

Верно, возможны следующие сюжетные варианты: подводный сказочный дворец и сад, Морской царь и его дочери, царь и царица в тронном зале дворца со слугами, пир у Морского царя, часовые охраняют вход во дворец.

Рисование надо начинать с главного в сюжете. Надо показать характер главного героя. Основное внимание при выполнении задания следует обратить на создание в рисунке именно сказочного подводного мира, а не реального аквариума с рыбками. Постарайтесь выполнить рисунок так, чтобы он соответствовал выбранному сюжету. Для этого можно использовать такие приемы: «преувеличение реальных размеров предмета», «необычная окраска и форма предметов». Все это поможет вам создать сказочное подводное царство.

Вы сами прекрасно должны чувствовать водную стихию – то бурную и опасную, то ласковую и спокойную. Может быть, в своих рисунках вы покажете романтические поиски кладов на дне морском? А вдруг вы изобразите дельфинов, морских звезд, крабов, раковины, разных рыб, осьминогов и других обитателей подводного царства. А может быть, вы изобразите затонувшие во время кораблекрушения старинные парусники?..

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок сказочного подводного мира. Я постараюсь в работе подчеркнуть сказочность сюжета.

Сначала мне надо выбрать формат рисунка в зависимости от замысла. Это может быть и вытянутый по горизонтали или по вертикали рисунок. А можно нарисовать композицию в квадрате (см. Приложение).

 Чтобы выделить главный объект в рисунке, что я должна сделать?

Верно, для выделения главного объекта в рисунке, я могу разместить его в центре всей композиции, выбрать для него крупный размер и выполнить этот предмет более яркими цветами.

1. Располагаю лист по вертикали и провожу линию горизонта.

2. Определяю месторасположения и размеры главных героев. Справа намечаю трон с царем, а слева – дочерей Морского царя – русалок.

3. Отмечаю геометрическим способом фигуры людей. Голова похожа на овал, туловище – на прямоугольник, определяю направление рук и ног. Проверяю пропорциональные соотношения между фигурами царя и русалок.

4. Прорисовываю короны и головы у царя и русалок. Детально выполняю фигуры главных героев и дополнительно выполняю трон царя, морскую звезду и морского конька. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Вы изучили изображения рыб, которые даются в книгах, а теперь создайте на листе бумаги свои красочные сказочные картины подводного царства. Попробуйте преобразовать в своих рисунках реальные образы в необычные, фантастические.

Чтобы вам было интереснее работать, ваш процесс рисования будет сопровождать музыка из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Вы сегодня продемонстрировали в своих работах творческую фантазию и наблюдательность. У … (фамилия, имя ученика) в рисунке интересно по композиции изображены рыбы. А … (фамилии, имена учеников) сочетали в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими.

Я надеюсь, что у многих из вас сегодня на уроке появился интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.

2. Обобщение изученного материала.

 С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?

 Как называлось произведение, к которому И. Я. Билибин выполнил иллюстрацию?

 Какие средства можно использовать для показа сказочного подводного мира?