Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать творческую фантазию детей, наблюдательность и внимание, логическое мышление; формировать умение сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; воспитывать любовь и интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.
Оборудование:
Изобразительный ряд: иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко»; книги с изображением различных видов рыб; образец педагогического рисунка «В сказочном подводном царстве» (карандаш).
Музыкальный ряд: музыка из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня урок является продолжением и логическим завершением предыдущего занятия по изобразительному искусству. Мы будем выполнять тематическое рисование «В сказочном подводном царстве».
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Вспомните сказки и былины, в которых действие происходит в сказочном подводном мире.
Верно, есть замечательная сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и Г.-Х. Андерсена «Русалочка», былина «Садко».
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Чтобы обогатить ваши представления о сказочном мире, прослушайте отрывок из былины «Садко»:
Проснулся Садко, купец богатый новгородский,
В океан-море да на самом дне;
Увидал он – сквозь воду печет красно солнышко,
Увидал он возле себя палаты белокаменны,
Заходил он в палаты белокаменны –
Во палатушках сидит на стуле царь Морской…
А сейчас угадайте, из какой сказки следующие строки:
«Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
– Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
– На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
– Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, – тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
– Емеля, Емеля, скажи, что ты сейчас хочешь?
– Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.
Щука ему говорит:
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется, – скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью…»
Верно, этот отрывок из сказки «По щучьему веленью».
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Учитель. Предварительно изучим изображение рыб в книгах, открытках с реалистическим изображением речных и морских обитателей и растений.
Обратите внимание не только на изображения рыб, но и на то, как нарисованы ракушки и водоросли, камешки.
У кого из вас есть дома аквариумные рыбки?
Как они выглядят?
А вот эта иллюстрация выполнена известным вам по предыдущим урокам художником-иллюстратором. Кто из вас по творческой манере угадает автора этого произведения?
Верно, это иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко». На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством талантливого и трудолюбивого художника. Этот мастер горячо любил Родину, которой всегда восхищался, путешествуя по ее югу и северным окраинам. Он рано прикоснулся к жизни народа, его поэтическому устному творчеству – песне, сказке, и позднее сам начинает иллюстрировать народные сказки, а потом и сказки А. С. Пушкина. Его особой любовью были книги для детей.
Билибин создал собственный стиль рисования, обрамляя сказочные сюжеты орнаментом, состоящим из фантастических зверей и птиц, рыб, деревьев и цветов. В его рисунках, рассказывающих о сказочных героях и событиях, так много увлекательного и диковинного! Царские палаты и терема с их роскошным внутренним убранством, дорогие меха и парчовые одеяния бояр, не уступающие им по красоте, хотя и более скромные, праздничные наряды крестьян! И удивительные картины природы: то звездное небо, то голубоватый снег в сиянии молодого месяца, то дремучие леса, то высокие гребни волн!
Обратите внимание на средства, которыми художник передает сказочность подводного мира в иллюстрации «Cадко».
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня вы должны проявить свою творческую фантазию и наблюдательность. Постарайтесь в своих работах сочетать реальные образы со сказочными, фантастическими.
Какие сюжеты вы выбрали для своего рисунка?
Верно, возможны следующие сюжетные варианты: подводный сказочный дворец и сад, Морской царь и его дочери, царь и царица в тронном зале дворца со слугами, пир у Морского царя, часовые охраняют вход во дворец.
Рисование надо начинать с главного в сюжете. Надо показать характер главного героя. Основное внимание при выполнении задания следует обратить на создание в рисунке именно сказочного подводного мира, а не реального аквариума с рыбками. Постарайтесь выполнить рисунок так, чтобы он соответствовал выбранному сюжету. Для этого можно использовать такие приемы: «преувеличение реальных размеров предмета», «необычная окраска и форма предметов». Все это поможет вам создать сказочное подводное царство.
Вы сами прекрасно должны чувствовать водную стихию – то бурную и опасную, то ласковую и спокойную. Может быть, в своих рисунках вы покажете романтические поиски кладов на дне морском? А вдруг вы изобразите дельфинов, морских звезд, крабов, раковины, разных рыб, осьминогов и других обитателей подводного царства. А может быть, вы изобразите затонувшие во время кораблекрушения старинные парусники?..
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок сказочного подводного мира. Я постараюсь в работе подчеркнуть сказочность сюжета.
Сначала мне надо выбрать формат рисунка в зависимости от замысла. Это может быть и вытянутый по горизонтали или по вертикали рисунок. А можно нарисовать композицию в квадрате (см. Приложение).
Чтобы выделить главный объект в рисунке, что я должна сделать?
Верно, для выделения главного объекта в рисунке, я могу разместить его в центре всей композиции, выбрать для него крупный размер и выполнить этот предмет более яркими цветами.
1. Располагаю лист по вертикали и провожу линию горизонта.
2. Определяю месторасположения и размеры главных героев. Справа намечаю трон с царем, а слева – дочерей Морского царя – русалок.
3. Отмечаю геометрическим способом фигуры людей. Голова похожа на овал, туловище – на прямоугольник, определяю направление рук и ног. Проверяю пропорциональные соотношения между фигурами царя и русалок.
4. Прорисовываю короны и головы у царя и русалок. Детально выполняю фигуры главных героев и дополнительно выполняю трон царя, морскую звезду и морского конька. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Вы изучили изображения рыб, которые даются в книгах, а теперь создайте на листе бумаги свои красочные сказочные картины подводного царства. Попробуйте преобразовать в своих рисунках реальные образы в необычные, фантастические.
Чтобы вам было интереснее работать, ваш процесс рисования будет сопровождать музыка из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. Вы сегодня продемонстрировали в своих работах творческую фантазию и наблюдательность. У … (фамилия, имя ученика) в рисунке интересно по композиции изображены рыбы. А … (фамилии, имена учеников) сочетали в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими.
Я надеюсь, что у многих из вас сегодня на уроке появился интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.
2. Обобщение изученного материала.
С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?
Как называлось произведение, к которому И. Я. Билибин выполнил иллюстрацию?
Какие средства можно использовать для показа сказочного подводного мира?