Цели :расширение знаний учащихся о богатстве и разнообразии лексики русского языка;
развитие умения разграничивать лексическое и грамматическое значение слова;
создание условий для формирования объективной оценки учащимися своих возможностей. и результатов.
Оборудование урока: словари разных типов, дидактический материал для самостоятельной работы учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. Сегодня на уроке вы будете учиться разграничивать понятия лексическое и грамматическое значение слова. Работа в основном самостоятельная. Подобран дидактический материал с учётом правил орфографии. Если для его выполнения потребуется теоретический материал, пользуйтесь учебниками, таблицами, словарями.
Мотивация.
· Случалось ли с вами, что кто-то когда-то вас перепутал с другим человеком?
· Почему это произошло? Расскажите, как это объяснил тот, кто ошибся?
А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос;
Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они?
Пятнадцать, одиночество, раздвоиться, пятёрка, одиннадцать, пять, однозначный, тройственный, удвоить, восемь, два.
(Есть слова с одинаковыми корнями, есть слова с числовым значением – этим похожи;
Их нельзя отнести к какой-то одной части речи – они разные)
Объедините слова в группы. Какие группы получились? По какому признаку делили?
1. Лексическое значение слова – это…
2. Грамматическое значение – это …
3. Грамматические признаки существительного – …
4. Грамматические признаки глагола – …
5. Грамматические признаки имени прилагательного – …
Повторение и закрепление.
–Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи?
-Какие самостоятельные части речи вам известны? Перечислите.
-Расскажите , что нужно сделать, чтобы определить часть речи?
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?
Что вам показалось наиболее интересным?
Какие задания давались с трудом?
Что, считаете вы, вам ещё надо подучить, чтобы достичь лучших результатов? Соответствуют ли полученные вами оценки тем, что вы ожидали?
Домашнее задание – по учебнику