Урок 12 Тема: Лексическое и грамматическое значение слова. Самостоятельные части речи

0
730
программы

Цели :расширение знаний учащихся о богатстве и разнообразии лексики русского языка;

развитие умения разграничивать лексическое и грамматическое значение слова;

создание условий для формирования объективной оценки учащимися своих возможностей. и результатов.

Оборудование урока: словари разных типов, дидактический материал для самостоятельной работы учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.
У. Сегодня на уроке вы будете учиться разграничивать понятия лексическое и грамматическое значение слова. Работа в основном самостоятельная. Подобран дидактический материал с учётом правил орфографии. Если для его выполнения потребуется теоретический материал, пользуйтесь учебниками, таблицами, словарями.
Мотивация.

· Случалось ли с вами, что кто-то когда-то вас перепутал с другим человеком?

· Почему это произошло? Расскажите, как это объяснил тот, кто ошибся?

А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос;

Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они?

Пятнадцать, одиночество, раздвоиться, пятёрка, одиннадцать, пять, однозначный, тройственный, удвоить, восемь, два.

(Есть слова с одинаковыми корнями, есть слова с числовым значением – этим похожи;

Их нельзя отнести к какой-то одной части речи – они разные)

Объедините слова в группы. Какие группы получились? По какому признаку делили?

1. Лексическое значение слова – это…
2. Грамматическое значение – это …
3. Грамматические признаки существительного – …
4. Грамматические признаки глагола – …
5. Грамматические признаки имени прилагательного – …

Повторение и закрепление.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи?
-Какие самостоятельные части речи вам известны? Перечислите.
-Расскажите , что нужно сделать, чтобы определить часть речи?

Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?

Что вам показалось наиболее интересным?

Какие задания давались с трудом?
Что, считаете вы, вам ещё надо подучить, чтобы достичь лучших результатов? Соответствуют ли полученные вами оценки тем, что вы ожидали?

Домашнее задание – по учебнику