Учебные вопросы.
1. Выбор места сооружения временного жилища.
2. Виды и способы сооружения временного жилища.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.
Основное содержание урока.
Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища или укрытия. Основные правила выбора места для сооружения временного жилища целесообразно излагать, используя схему 9 в учебнике. Акцентируйте внимание учеников на том, что не рекомендуется делать при сооружении временного жилища. Для этого используйте схему 10 в учебнике. Основные виды жилища и укрытий в летнее время (шалаш, навес) и способы их сооружения. Особенности укрытий в горах (грот, пещера). Основные виды жилища и укрытий в зимнее время (иглу, траншея, снежная пещера) и способы их сооружения.
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
Перечислите требования к выбору места для жилища и поясните их. Чем объяснить сохранение тепла в снежной пещере, иглу? Нарисуйте возможные варианты устройства снежной пещеры, используя рельеф местности.
Домашнее задание. Раздел 1, глава 4, тема 4.5.
Практические задания.
1. Возьмите с собой на прогулку кусок полиэтиленовой пленки и попробуйте оборудовать навес.
2. Во время прогулки в лесу выберите место для лагеря туристической группы, которое соответствовало бы всем необходимым требованиям.
3. Впишите в клеточки слово, означающее временное жилище (задание 7 в конце темы 4.3). Это слово должно одинаково читаться слева направо, справа налево, по диагонали. Сколько раз вы можете прочитать это слово?