Урок 12 Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро»
Цели: рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы; познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением; дать понятие о двусложных размерах стихотворения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение стихотворения «Узник».
2. Чтение письменных работ.
II. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию стихотворения.
Учитель. Как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, Пушкин никогда не терял надежды на лучшее. Неизменный заряд бодрости получал он от природы.
Демонстрируются слайды или специально подготовленная группой учащихся выставка «Любимые уголки природы А. С. Пушкина».
Михайловские рощи, поля Болдино, парк Павловска не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.
Подготовленными учащимися зачитываются знакомые ранее стихи поэта.
– А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите о том, какое настроение вызывает у вас эта картина.
– А вот как передал свое чувство А. С. Пушкин.
2. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем или подготовленным учеником.
3. Подготовка учащихся к выразительному чтению.
– Чтобы выразительно прочесть стихотворение, надо понять и прочувствовать его настроение. Уже первая строка говорит об этом: «…день чудесный». Поэт восхищается красотой зимнего утра. Но это не все.
Представьте себе, что в стихотворении не было бы второй строфы – воспоминания о вчерашнем ненастьи. Изменилось бы от этого настроение? Да, исчезло бы ощущение удивления, неожиданности. А потому и красота морозного солнечного утра не вызвала бы такой радости.
Картина, нарисованная во второй строфе, противопоставлена картине первой. Не случайно это вечер и утро: вечер – это конец, темнота, умирание; утро – рождение нового, начало, рассвет. Сравните в I и II строфах слова, передающие настроение: злилась, мгла, бледная, мрачные, печальная – и чудесный, великолепными, блестя, блестит, озарена, веселым, приятно.
Читая строфы, в которых изображается зимнее утро, постарайтесь представить себе эти картины: сверкающий на солнце снег, далекий лес, иней на ветках ели… И главное – передать чувство радости, удивления, неожиданности.
Ну, а картина вчерашнего вечера, как ее прочесть? Конечно, настроение здесь другое, но не забудьте, что теперь это только воспоминание. Стихи здесь будут звучать немного глуховато и монотонно, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: мгла, вьюга, луна.., а после слов «И ты печальная сидела…» наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:
И ты печальная сидела (пауза),
А нынче… (пауза) погляди в окно…
От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости. И теперь все, на что падает наш взгляд, волшебно преображается, блестит, сверкает. Чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.
4. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».
5. Введение понятия «антитеза».
Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения. Здесь поэт использовал антитезу.
Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
Запись в тетрадь.
6. Выполнение задания: найдите в стихотворении сравнения.
7. Работа над теоретическим разделом «Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха».
Учитель. Чтобы по-настоящему выйти в мир поэзии, стать чутким читателем стихов, необходимо понять, что делает речь стихотворной. Знание размеров стиха, умение слышать стихотворный ритм – непременные качества истинного любителя поэзии.
Чтение статьи учебника (с. 61–62) «Двусложные размеры стиха», составление конспекта-таблицы.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
– творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самостоятельная работа), рисунок;
– выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»;
– таблица «Двусложные размеры стиха»;
– индивидуальные задания по повести «Метель»:
а) художественный пересказ вступления «От издателя»;
б) художественный рассказ о жизни Бурмина.