Урок 12. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

0
582
литература

Цели: разграничить в сознании учащихся термины: лексика, лексическая система языка, лексикология; закрепить понятие о слове как основной единице лексики.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Методы: самостоятельная работа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

Лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией (гр. lexikos – словарный + logos – учение). Различаются лексикология историческая, изучающая формирование словарного состава в его развитии, и лексикология описательная, занимающаяся вопросами значения слова, семантикой (гр. semantikos – обозначающий), объемом, структурой словарного состава и т. п., то есть рассматривающая разнообразные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. Слова в ней могут быть связаны сходством или противоположностью значений (ср. например, синонимы и антонимы), общностью выполняемых функций (ср. например, группы слов разговорных и книжных), сходством происхождения или близостью стилистических свойств, а также принадлежностью к одной части речи и т. д. Такого рода отношения слов в разных группах, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими (гр. paradeigma – пример, образец) и являются основными в определении свойств системы.

Примерные темы мини-исследований к урокам 12–14:

Лексическое и грамматическое значение слова.

Контекстуальные синонимы и антонимы.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Градация.

Антитеза.

Учитель вместе с десятиклассниками могут выбрать другую тематику в соответствии с уровнем подготовки класса, опираясь на вопросы, предложенные на с. 20–21 учебника.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

Составить вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

установите причины;

предположите закономерность;

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа (учебник, упр. 29, 32, 35, 37, 41 и др. по выбору учителя). Взаимопроверка.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь