Урок 12 «пОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ муромских»
Цели: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских; показать, как раскрываются в древнерусской литературе темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– По каким нравственным законам должен жить человек? (Из «Поучения…»)
Чтение и обсуждение «Поучений», составленных учащимися.
III. Изучение новой темы.
1. Аналитическая беседа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».
– Какой закон нарушил Петр?
– Каково наказание? (нарушил данное слово, и болезнь возобновилась. «Если же нам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, (клятву давать) целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу». Из «Поучения…» с. 53, 3-й абз. снизу.)
– Что потребовали от петра бояре? (с. 52. «Более же всего чтите гостя… простолюдин ли, или знатный, или посол… (Из «Поучения…») с. 53, 1-й абз. снизу. Не родом человек славен, а своими делами.)
Задание: «гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу…» Из «Поучения…».
– Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола
(княжения)?
– Что можно сказать о характерах главных героев, об их чувствах, судьбе? (В названии «Повести о житии новых муромских святых чудотворцев…» Петр называется благонравным, и преподобным, и достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался помочь брату Павлу. Женился он на Февронии ради мудрости ее». Он «дал ей твердое слово» и выполнил его. А потом любовь к ней заполнила всю его душу и, чтобы не потерять ее, отказался от княжения.
Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», « преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать»), «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами». И покоятся эти чудотворцы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы «внутри града» «на просвещение и во спасение граду тому».)
Вывод. Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лести и хитрости, без лукавства и обмана; христианские заветы исполнялись ими; любя друг друга, любили всех равно; сказатель – автор хотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни, «в отношении к людям, и тогда они удостоятся божеской милости, благости».
2. Словарная работа.
Чадолюбивые (устар.) – любящие своих детей.
Искони?? (высок.) – издавна, с незапамятных времен.
поведать (устар.) – сообщить.
Пронырливый – ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.
Диви??ться (прост.) – приходить в удивление.
Наветы (устар.) – клеветы, ложное обвинение.
Блаженный – 1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).
IV. Подведение итогов урока.
– Какой теме посвящена «Повесть…» и какими чувствами пронизан каждый поступок главных героев?
Домашнее задание: приготовиться к выразительному чтению «Повести…» по ролям.