Урок 30 Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА» Анализ 9-й главы

0
766
интернет

Урок 30 Н. В. Гоголь. «тарас бульба» Анализ 9-й главы

Цели: развивать умение работать над психологическим обликом героев на основе анализа текста; подвести к пониманию особой роли товарищества и братства запорожцев; уяснить героическую направленность повести и ее нравственный смысл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой главы.

1. Беседа по вопросам.

– Почему «смутные» стали казацкие ряды? (Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди.)

– Как Тарас готовил свое воинство к бою? (С. 191, «…строил, раздавал приказы и наказы… неприятельскую конницу».)

2. Комментированное чтение речи Тараса.

(I ч., с. 191–193). «Хочется мне сказать… дороже для них всякого братства».)

– Какова основная мысль речи Т. Бульбы? (Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони. И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос.)

3. Работа с текстом.

Зачитать картины боя (выборочно).

(«Далеко понеслось громкое хлопанье» выстрелов из пищалей, «…рванули пушки» ляхов по лагерю запорожцев», «…скорей из-за возов и садись всякий на коня», «Остап выбил фитили у шести пушкарей», «…и как грянула» одна пушка, а за ней три другие… много нанесли они горя!»)

– С какими словами на устах умирали казаки? («Степан Куска: «Пусть же пропадут…», Бовдюг: «Пусть же славится…». Балабан: «Пусть же цветет…» Кокубенко: «Пусть же после вас живут…»)

Задание: описание внешности Андрия.

Зачитать («Впереди перед другими понесся витязь… в стае».)

– Что привело в ярость Тараса? («Как … своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий…)

– О чем попросил он казаков? («Эй, хлопьята, заманите мне только его к лесу…»)

Задание: чтение текста («Разогнался на коне Андрий… Тарас выстрелил».)

– Какое чувство Бульбы звучит в словах его: «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» (Желание поддержать его, воодушевить, боязнь потерять сына.)

Зачитать: пленение Остапа.

– Что роднит повесть с былинами? (Троекратные повторения. «Есть ли порох…?) Описание женского горя. («Не по одному казаку взрыдает мать…» милейшего всех.) Описание боя. («Казаки … вылетела молодая душа».) Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – там уж и переулок».)

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

Домашнее задание: дочитать повесть; продолжить накопление материала для характеристики героев повести.