Урок № 12 Однокоренные слова и формы одного и того же слова Повторение.

0
731
информатика

Цель: 1. Повторение знаний об однокоренных словах и о формах одного и того же слова. Закрепление уменя различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

2. Развитие коммуникативной компетентности

3. Воспитание самостоятельности

Ход урока

Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 6 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Русская речь: учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шаймакова. 3-е изд.. доработ. – Алматы: Атамура, 2011. – 272 с. Упражнение № 5 на странице 63

З. Этап проверки знаний

Тест

1. Словообразование – это

A) Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы их образования.

B) Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка.

C) Совокупность особых законов, с помощью которых устная речь передается на письме.

D) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

E) Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

2. В основу входят

A) Приставка, корень, окончание.

B) Приставка, суффикс, окончание.

C) Приставка, корень, суффикс.

D) Корень, суффикс, окончание.

E) Корень, окончание.

3. Корень – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть изменяемого слова без окончания.

4. Основа – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.

5. Окончание – это

A) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.

B) Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

C) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

D) Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

E) Часть слова без окончания.

6. Часть слова без окончания- это

А) Корень

В) Окончание

С) Приставка

D) Суффикс

Е) Основа

7. Однокоренными (родственными) называют слова:

А) с похожим значением
Б) похожие по смыслу и имеющие одинаковый корень
В) с одинаковым корнем

8. Среди слов зачеркни лишнее.

А) вода, водичка, водитель, водяной, водный
Б) дорого, дорогой, дорога
В) пятно, пять, пятнистый, пятнышко

9. Подчеркни однокоренные слова, если они есть.

А) кашель, каша, кашлять, кошелёк, кашляющий
Б) подосиновик, синий, осина
В) косить, косынка, косарь, косая
Г) лев, левша, левый, налево

10. Подбери однокоренные слова к данным словам. Выпиши в нужное место их номера.

А) цветы – ______________ Б) звон – _______________ В) жизнь – ____________

1) пахнут 2) цветочки 3) жизненный 4) перезвон 5) цветущий 6) звонить
7) звонкий 8) звать

11. Самостоятельно подбери к данным словам родственные. Выдели корень.

Ледник – ________________________________________________________________

Зима – ________________________________________________________________

Холод – _________________________________________________________________

Мороз – _________________________________________________________________

Речной – _________________________________________________________________

12. Вычеркни пары слов, которые нельзя назвать однокоренными.

Морковь – морской, гвоздика – гвоздь, писать – писатель, плясать – танцевать, барс – барсук, груз – грузчик, рыбка – рыбачить, гриб – рыжик, мороз – холод, дети – малыш.

13. Напиши, от какого слова образовались данные названия.

Маслёнок – ____________________________

Шиповник – ____________________________

Подосиновик – __________________________

Подберёзовик – _________________________

Земляника – ____________________________

Черника – ______________________________

14. «Третий лишний». В каждой группе найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

А) Куст, кустик, кусты. В) Море, моряки, моряк.

Б) Зимний, зима, зимняя. Г) Морозы, мороз, заморозки.

15. Найдите «третье лишнее»

1. Гореть, угорать, гора

2. Горе, нагорный, горевать

3. Пот, потолок, потливый

4. Море, морщины, морской

5. Боль, большой, больница

6. Вода, водить, водник

5. Занимательный материал

Послушайте небольшую шутку.

Родня ли Гусеница Гусю?

– Вы кто такие?
– Я гусь, это гусыня, это наши гусята
– А ты кто?
– А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница (личинка бабочки)
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
А Петя возразил:
– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

– Вы согласны с Петей? Почему?

Итог урока

– Наш урок я бы хотела закончить стихотворением (стихотворение – на доске).

У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
“Защити меня!” –
Это значит:
“Укрой меня за щитом!”
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Своё нутро.
И если в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

– У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? (Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.)

– А какая родня может быть у слов? (Это родственные или однокоренные слова.)

– Сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их. (Это слова родня, родители, родственники, родственные.) запишите однокоренные слова

– Докажите их родство. (Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род.)

– В каких строках стихотворения выражена главная мысль? Как вы их понимаете? (К слову нужно прислушиваться. Внимательно обращаться со словами. Словом можно обидеть человека, и наоборот поддержать его в трудную минуту.)

6. Этап рефлексии

7. Этап оценивания

8. Этап информированности о домашнем задании. Повторить пройденные темы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь