Вид деятельности: лепка из пластилина.
Цели: закрепить знания о пропорциях фигуры человека, характерном соотношении частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы; развивать наблюдательность к характерным чертам движения человека; умения и навыки изобразительного искусства.
Оборудование: для учителя – методические таблицы (пропорции человека); фотографии спортсменов; для учащихся – пластилин, стека, дощечка, тряпочка, проволока.
Зрительный ряд: репродукции картин Л. Н. Кириллова «На прополке»; А. А. Пластова «Колхозный ток»; «Лето»; скульптуры В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница».
Ход урока
I. Организация урока.
II. Беседа о лепке.
Лепка – это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и пр. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции, способствуют развитию мускулатуры кистей рук, глазомера, согласованности движения обеих рук, восприятию привычки последовательности выполнения работы.
Скатывание – простейший прием обработки бесформенного куска пластического материала для придания ему шарообразной или цилиндрической формы с гладкой поверхностью.
Сплющивание – прием равномерного сжатия куска для получения уплощенной формы. Шарик или цилиндр сдавливают ладонями или пальцами, они приобретают форму диска или прямоугольника.
Вдавливание – нажим пальцев или стеки на поверхность пластического материала.
Прищипывание – применяется при лепке мелких деталей.
Оттягивание – формирование какой-то части предмета. Щепоткой ухватить часть пластического материала и, слегка сжав, потянуть.
Заглаживание – изображение плоских и гладких поверхностей, выполняется кончиками пальцев, стекой и тряпочкой.
Лепка фигуры человека требует знания основ пластической анатомии, конструктивных закономерностей и величинных отношений. Вместе с этим весьма важно предварительно изучить намеченную к лепке модель: уяснить себе ее пропорции, характер формы головы и торса, рук и ног, их положение в пространстве. Как можно выразительнее передать особенности рабочей или спортивной одежды, а также атрибуты труда и спорта. Важно тщательно продумать, в какой последовательности будет вестись работа.
III. Самостоятельная работа.
При выполнении фигуры человека размером 10–15 см, необходимо изготовить каркас. Каркас выполняется из мягкой проволоки и закрепляется на картоне, дощечке или пенопласте, а также каркасу придается композиционная постановка фигуры человека.
После этого можно переходить непосредственно к лепке.
Пластический материал раскатать толщиной 5–6 мм и окутать каркас «блином» – лепится туловище. «Блины» толщиной 2–3 мм используются для лепки рук и ног.
Когда материал будет посажен на каркас, постепенно придается нужная форма фигуры, швы заглаживаются. После этого следует приступить к выполнению головы и кистей рук. Из небольших кусочков раскатывают «блины» толщиной
Для изготовления головы скатывается шарик, тонким концом стеки или спичкой делаются выемки глазниц. Раскатывается колбаска 3–4 мм и при помощи иголки закрепляется чуть пониже глазниц. Поддерживая голову пальцами за затылок, тонким концом стеки формируются губы, уши, брови, окончательно разглаживаются все швы и шероховатости на лице.
Когда фигура человека будет изготовлена, приступают к изготовлению одежды и атрибутов труда или спорта.
Одежда изготавливается так же: раскатываются «блины», выкраивается форма одежды и «одевается» на фигуру человека.
Для изготовления тонких элементов атрибутов можно использовать проволоку или спички.
Во время сборки композиции соблюдается максимальная аккуратность.
IV. Итог урока.
Выставка, анализ и оценка работ