Урок 12 ЛЕПКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С АТРИБУТАМИ ТРУДА ИЛИ СПОРТА

0
637

Вид деятельности: лепка из пластилина.

Цели: закрепить знания о пропорциях фигуры человека, характерном соотношении частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы; развивать наблюдательность к характерным чертам движения человека; умения и навыки изобразительного искусства.

Оборудование: для учителя – методические таблицы (пропорции человека); фотографии спортсменов; для учащихся – пластилин, стека, дощечка, тряпочка, проволока.

Зрительный ряд: репродукции картин Л. Н. Кириллова «На прополке»; А. А. Пластова «Колхозный ток»; «Лето»; скульптуры В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Ход урока

I. Организация урока.

II. Беседа о лепке.

Лепка – это процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и пр. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму, выявить конструктивные особенности и пропорции, способствуют развитию мускулатуры кистей рук, глазомера, согласованности движения обеих рук, восприятию привычки последовательности выполнения работы.

Скатывание – простейший прием обработки бесформенного куска пластического материала для придания ему шарообразной или цилиндрической формы с гладкой поверхностью.

Сплющивание – прием равномерного сжатия куска для получения уплощенной формы. Шарик или цилиндр сдавливают ладонями или пальцами, они приобретают форму диска или прямоугольника.

Вдавливание – нажим пальцев или стеки на поверхность пластического материала.

Прищипывание – применяется при лепке мелких деталей.

Оттягивание – формирование какой-то части предмета. Щепоткой ухватить часть пластического материала и, слегка сжав, потянуть.

Заглаживание – изображение плоских и гладких поверхностей, выполняется кончиками пальцев, стекой и тряпочкой.

Лепка фигуры человека требует знания основ пластической анатомии, конструктивных закономерностей и величинных отношений. Вместе с этим весьма важно предварительно изучить намеченную к лепке модель: уяснить себе ее пропорции, характер формы головы и торса, рук и ног, их положение в пространстве. Как можно выразительнее передать особенности рабочей или спортивной одежды, а также атрибуты труда и спорта. Важно тщательно продумать, в какой последовательности будет вестись работа.

III. Самостоятельная работа.

При выполнении фигуры человека размером 10–15 см, необходимо изготовить каркас. Каркас выполняется из мягкой проволоки и закрепляется на картоне, дощечке или пенопласте, а также каркасу придается композиционная постановка фигуры человека.

После этого можно переходить непосредственно к лепке.

Пластический материал раскатать толщиной 5–6 мм и окутать каркас «блином» – лепится туловище. «Блины» толщиной 2–3 мм используются для лепки рук и ног.

Когда материал будет посажен на каркас, постепенно придается нужная форма фигуры, швы заглаживаются. После этого следует приступить к выполнению головы и кистей рук. Из небольших кусочков раскатывают «блины» толщиной 3 мм и вырезаются стекой или ножом кисти рук и аккуратно накладываются на каркас.

Для изготовления головы скатывается шарик, тонким концом стеки или спичкой делаются выемки глазниц. Раскатывается колбаска 3–4 мм и при помощи иголки закрепляется чуть пониже глазниц. Поддерживая голову пальцами за затылок, тонким концом стеки формируются губы, уши, брови, окончательно разглаживаются все швы и шероховатости на лице.

Когда фигура человека будет изготовлена, приступают к изготовлению одежды и атрибутов труда или спорта.

Одежда изготавливается так же: раскатываются «блины», выкраивается форма одежды и «одевается» на фигуру человека.

Для изготовления тонких элементов атрибутов можно использовать проволоку или спички.

Во время сборки композиции соблюдается максимальная аккуратность.

IV. Итог урока.

Выставка, анализ и оценка работ