1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с текстом.
…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги, и когда она доживет до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королем – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами… укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, – я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки.
(Маколей. )
– Найдите отрицательное местоимение. Назовите тему текста.
– Какова роль отрицательных местоимений в высказывании?
– На с. 179 учебника прочитайте правило и скажите, как нужно записать отрицательные местоимения, употребленные в тексте.
– Просклоняйте по падежам местоимение никто.
3. Упражнения 424, 425.
4. Творческий диктант.
– Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения.
Посоветоваться … , не испугался … , не догадался … , рассчитывать … , идти … , торопить … , не преподнес … , не радовался … , не встретил … , встречаться было … , не слушал … , слушать было … , я не говорил … , разговаривать было … .
5. Итог урока.
– Расскажите все, что вы узнали о правописании отрицательных местоимений.
Домашнее задание: упражнения 426, 427.