Цель: совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В каких словах выражена главная мысль стихотворения?
– Какие новые словарные слова встретились вам в домашнем упражнении? (Кровбть, тарйлка.)
III. Минутка чистописания.
– Напишите эти словарные слова по целой строчке, подчеркните орфограмму, которую нужно запомнить, поставьте ударение.
IV. Запись под диктовку с предварительной подготовкой. (упр. 425.)
– Как узнать род имени существительного? Докажите это на своих примерах.
V. Упражнение в изменении имен существительных по числам.
На доске записаны слова:
семья – … стул – …
певунья – … крыло – …
судья – … перо – …
скамья – … сук – …
копьё – … звено – …
платье – … муравей – …
устье – … соловей – …
ружьё – … ручей – …
– Данные имена существительные напишите во множественном числе. Какое правило нужно вспомнить, чтобы без ошибок написать существительные во множественном числе?
VI. Игра «Собери слова из рассыпанных букв».
На доске записаны строчки букв:
1) р л о а з н д а ы ш
2) б и з о б р а
3) д р у о ж б ь
4) м в и у ш х а н я
5) с о ш и с н ш а к а
– Рассмотрите внимательно рассыпанные буквы.
– Используя буквы каждой строки, выполните задания:
1) Вытащите из букета (первой строки) садовый и лесной цветок. Запишите получившиеся слова. (Роза, ландыш.)
2) Найдите (во второй строке) дом в лесу. Запишите эти слова. (Изба, бор.)
3) Золотое поле и дерево на нем (в третьей строке). Запишите эти слова. (Рожь, дуб.)
4) Из какой ягоды (в четвертой строке) варенье досталось кому-то на съеденье? Напишите эти слова (Вишня, муха.)
5) Отделите плод (в пятой строке) от растения. Напишите получившиеся слова. (Шишка, сосна.)
– Дайте характеристику полученной группе слов.
– Определите род имен существительных, выделите окончания.
VII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 427.