Цели: развивать умение определять род имен существительных, правильно писать окончания; развивать умение составлять текст, опираясь на иллюстрацию и вопросы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что особенно дорого автору в разных краях?
– Имена существительные какого рода встретились в стихотворении?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..локо, ябл..ко, б..лото, м..тро, к..льцо.
– Прочитайте слова. Какое слово лишнее в данном ряду? Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – кольцо, в нем безударная гласная буква о, проверяемая ударением, – кульца. Остальные слова из словаря, правописание безударных гласных нужно запомнить: молоко, яблоко, болото, метро. 2) Лишнее слово – метро, в этом слове безударная гласная е в корне, в корнях остальных слов безударная гласная о. 3) Лишнее слово – яблоко, начинается с гласной буквы я. Остальные слова начинаются с согласных букв.)
– Буква, которую мы будем писать сегодня на уроке, встречается во всех словах и является изменяемой частью слова. Какая это буква? (Это буква о, она является окончанием во всех данных существительных среднего рода.)
– Эту букву мы соединим в цепочке с буквами, которые обозначают мягкие звуки в данных словах. Какие это буквы? (Это буква м в слове метро и буква л в слове кольцо.)
Олм Мол Лмо Олм …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Запись под диктовку существительных среднего рода с комментированием.
Печенье, облако, полотенце, платье, пальто, солнце, яблоко, колечко, небо, варенье, здоровье, чудо, брёвнышко, блюдце, местечко.
– Какие окончания имеют существительные среднего рода? Выделите окончания.
! Запомните: существительные среднего рода имеют окончания -о, -е, никогда не имеют окончание -а.
V. Составление текста по картинке. (упр. 419.)
– Рассмотрите рисунок.
– О чем вы будете составлять текст по этой картинке?
– Как вы определите его основную мысль? (Хорошо работают ребята в школьной теплице.)
– Используя вопросы и слова для справок, составьте свои тексты по рисунку.
Дети составляют тексты сначала устно, затем записывают их в тетрадь.
Примерный текст:
В школьной теплице
Хорошо у нас в школьной теплице!
Алеют на грядках красивые тюльпаны. Даша и Павлик поливают их, а Серёжа рыхлит землю. Скоро мы подарим цветы на праздник мамам и бабушкам.
Созрели на грядках крупные помидоры. Они удивили нас своей величиной. Коля и Артём осторожно срывают плоды и кладут их в ящики. Богатый урожай!
Учитель записывает на доске слова с трудными орфограммами.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 421.