Цели: отрабатывать умение вычитать числа с одинаковыми и разными знаками; формировать навык устных вычислений; развивать у детей чувства радости, успеха в учении, внимание; воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» (Ф. Хаусдорф).
— Давайте попробуем определить’ что же может нас с вами привести в восторг.
II. Устный счет
Вычислите:
Вариант I
Вариант II
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.
IV. Изучение нового материала
— Самостоятельно рассмотрите задачу в § 34 учебника на стр. 185.
— Прочитайте правило нахождения длины отрезка на координатной прямой.
— Расскажите это правило соседу по парте.
V. Закрепление изученного материала
1. Найдите расстояние между точками на координатной прямой:
а) А (-2,8) и В (3,7); б) М (-4,3) и N (-2,9); в) Р (5,8) и O (12,1).
Решение:
2. № 1089 стр. 185 (на доске и в тетрадях).
3. № 1091 (3 столбик) стр. 186 (на доске и в тетрадях).
(Ответы: )
VI. Физкультминутка
— Обратите внимание на записи на доске. Закройте глаза. (Изменить записи.)
— Что изменилось?
VII. Работа над задачей
№ 1107 (1) стр. 188 (после разбора один ученик решает на доске, остальные — самостоятельно, самопроверка).
— Что известно? Что надо узнать?
— Составьте краткую запись.
Решение:
1) Пусть х (кг) — во II ящике,
(кг) — в I ящике,
(кг) – в III ящике.
Зная, что всего 21 кг гвоздей, составим и решим уравнение:
3х = 21
х = 7; 7 кг — во II ящике.
2) (кг) — в I ящике.
3) (кг) — в III ящике.
(Ответы: 12 кг, 7 кг, 2 кг.)
VIII. Повторение изученного материала
Решите уравнения (решение на обратной стороне доски, самопроверка):
IX. Самостоятельная работа
— Запишите только пропущенные слова:
Вариант I
1. Числа со значком «—» называют…
2. Ни положительным, ни отрицательным числом является…
3. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют… этой точки.
4. Положительные числа расположены… от нуля.
5. Если точка D расположена левее начала отсчета на 3 единицы, то она имеет координату…
6. Точка М (-8) удалена от точки N (2) на… единичных отрезков.
7. Положительное направление на координатной прямой отмечают… Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа… (уменьшаются или увеличиваются).
8. Заполни пропуск: число… на 3 больше числа —5.
9. Заполни пропуск: число —6 на 5 меньше числа…
10. Целыми числами называют… числа,… им числа и…
(Ответы:
1) отрицательными;
2) нуль;
3) координатой;
4) правее;
5) (-3);
6) 10;
7) стрелкой; увеличиваются;
8) -2;
9) -1;
10) натуральные; противоположные и нуль.)
Вариант II
1. Числа со знаком «+» перед ними называют…
2. Число нуль отделяет на координатной прямой… числа от…
3. Координатной прямой называют прямую с выбранными на ней…
4. Отрицательные числа расположены… (правее, левее) от нуля.
5. Если точка К расположена правее нуля на 12 единиц, то она имеет координату…
6. Точка F (-4) удалена отточки К (2) на… единичных отрезков.
7. Заполни пропуск: число… на 5 больше числа —7.
8. Заполни пропуск: число —6 на 4 меньше числа…
9. Координата точки, находившейся на одинаковом расстоянии отточек с координатами 17 и —17, равна…
10. Целыми числами называют:… числа,… числа и…
(Ответы:
1) положительными;
2) отрицательные; положительных;
3) началом отсчета, единичным отрезком и направлением;
4) левее;
5) (12);
6) 6;
7) -2;
8) -2;
9) 0;
10) натуральные, противоположные и нуль.)
X. Подведение итогов урока
— Что называют координатами точки?
— Как найти длину отрезка на координатной прямой?
Домашнее задание
№ 1109 (е-к) стр. 188, № 1097 (г—е) стр. 187, № 1113 (1 столбик), 1116 стр. 189.