Цель: познакомить учащихся с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Расскажите стихотворение Пушкина.
– Назовите имена существительные, определите их род.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: г к у в р о.
– На какие две группы можно поделить данные буквы? (На гласные и согласные.)
– Назовите группу согласных. (г, к, в, р.)
– Какая буква здесь лишняя? Почему? (1) Здесь лишняя буква – к, обозначает глухой звук. Остальные буквы обозначают звонкие звуки. 2) Лишняя буква – р, она не относится к парным согласным. Остальные согласные имеют пару.)
– Уберите из цепочки букву р, не имеющую пары. Какую букву нужно добавить в эту цепочку? Почему? (Буквы г–к обозначают парные звуки, буквы в–ф тоже обозначают парные звуки. Значит, нужно добавить в цепочку букву ф.)
гквф вфгк гквф …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске изображен рисунок:
– Вставьте недостающую букву в этот рисунок, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
– Какое слово вы прочитали? В чем секрет чтения? (Сегодня мы познакомимся со словом яблоко. Оно читается против часовой стрелки.)
– Что такое яблоко? Назовите его родовое понятие. (Яблоко – это плод дерева яблони.)
– Назовите его существенный признак. (Яблоко обычно имеет круглую форму.)
– Скажите полностью, что такое яблоко. (Яблоко – это плод яблони, который обычно имеет круглую форму.)
– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко, сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (попасть в яблочко); кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко. Многообразие значений этого слова объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблоки растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.
Найдите слово яблоко в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.
– Запомните написание этого слова.
– Когда так говорят?
Яблоку негде упасть. (Тесно.)
Яблоко раздора. (Это то, что приводит к ссоре.)
Конь в яблоках. (Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами.)
Как румяное яблоко. (Очень красиво.)
Яблоко от яблони недалеко падает. (Говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца, матери.)
– А какое слово можно собрать из рассыпанных букв?
Учитель предлагает учащимся игру «Собери слова из рассыпанных букв», например, из букв в, о, к, р, у, г можно собрать слово вокруг.
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
вокрэг
– Запомните написание этого слова.
– Слово вокруг означает «в окружности, кругом чего-нибудь». Придумайте (устно) предложения с этим словом.
V. Наблюдения над окончаниями существительных.
– Назовите имена существительные мужского рода.
Дети называют, а учитель отбирает несколько слов, чтобы среди них были слова с нулевым окончанием и с окончаниями -а, -я. Учитель записывает эти слова в столбик на доске, а дети в тетрадях: школьник, ученик, строитель, трамвай, дедушка, дядя.
Аналогично проходит работа с существительными женского рода (зима, книга, лошадь, площадь, малина, тетя) и существительными среднего рода (окно, золото, море, горе, решето, солнце).
– Найдите в словах окончания. Сравните окончания существительных в первом столбике, во втором и в третьем столбиках.
– Какие окончания у существительных мужского рода? Женского рода? Среднего рода? (Целесообразно особо подчеркнуть, что у существительных среднего рода окончания -о, -е.)
VI. Упражнения в определении рода имен существительных, выделение окончаний. (упр. 416–418.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие окончания у существительных мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
Домашнее задание. Упражнение 419.