Урок 115
«Правда» войны в «Севастопольских
рассказах» Л. Н. Толстого
Цели: расширить представление учащихся о пребывании Толстого на Кавказе, а затем в Севастополе и об отношении писателя к войне; на материале рассказов Толстого показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя, сопоставить настоящих героев войны с «аристократическим и полуаристократическим» офицерством, приехавшим на войну ради наград и карьеры; подвести учащихся к осмыслению важнейшего художественного новаторства Толстого в изображении войны («правда» войны, война «изнутри»); обратить внимание на общие принципы построения «Севастопольских рассказов».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос по вопросам:
1. Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.)
Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне?
2. Крымская война. Участие Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден? Почему не получил Георгиевский крест? (Толстой создал проект о переформировании русской армии, в котором правдиво отметил тяжелейшие условия солдатской службы. Намеревался издавать журнал «Солдатский вестник», но против был русский император Николай I.
Вывод. У высшего начальства молодой Толстой на плохом счету, Георгиевский крест не положен, достаточно и медалей «За защиту Севастополя», «В память войны 1853–1856 гг.», «За храбрость».)
3. В каких произведениях Толстой рассказал об обороне Севастополя?
II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
1. «Севастополь в декабре»
Беседа по вопросам:
1) О чем этот рассказ Толстого?
2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город?
3) Расскажите о защитниках Севастополя.
4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?
Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Это – война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» (Л. Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри». Такое изображение войны новаторское.
Общий дух патриотизма охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» (Л. Толстой).
2. «Севастополь в мае»
Беседа по вопросам:
1) Перечислите героев второго рассказа.
2) Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.)
3) С какой целью автор создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы?
4) В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников?
Во втором рассказе Толстой раскрывает поведение людей на войне. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».
Один из лучших эпизодов рассказа – перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы…
Простым людям не нужна война!
3. «Севастополь в августе 1855 года»
Беседа по вопросам:
1) С какими новыми героями знакомит нас Толстой?
2) Расскажите об их судьбах.
3) Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?
Третий рассказ заканчивается анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь.
Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. «Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам – такова концовка рассказа».
Л. Н. Толстой: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда».
«Севастопольские рассказы» литературная критика рассматривает как своего рода «этюды» к роману «Война и мир».
Домашнее задание.
1. Прочитать I часть I тома «Войны и мира».
2. Индивидуальные сообщения по темам:
1) Смысл названия романа.
2) В чем заключается жанровое своеобразие «Войны и мира»? Чем книга отличается от других произведений XIX века?
3) В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?