Урок 117 «ВЕЧЕР АННЫ ПАВЛОВНЫ БЫЛ ПУЩЕН…» («ВЫСШИЙ СВЕТ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». АНАЛИЗ СЦЕН ИЗ I ТОМА , I ЧАСТИ)

0
444
программирование

Урок 117
«Вечер Анны Павловны был пущен…»
(«Высший свет» в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)

Цели: проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?

2. Объясните смысл названия – «Война и мир».

3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?

4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?

5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном?

II. Работа над эпизодом «В петербургском салоне А. П. Шерер»
(т. I., ч. I, гл. 1–5).

Беседа по вопросам:

џ Петербург. Июль 1805 г. Салон А. П. Шерер.

1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?

2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.

3. Почему князь Василий Курагин приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)

Кто же главный гость на вечере? (Виконт-эмигрант.)

4. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)

5. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке? (Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе.)

6. О чем говорят в салоне? (Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)

7. Выделите определяющие черты светского общества.

8. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона?

9. Какие художественные средства использует автор для характеристики светского общества? (1. Толстой «как бы сразу» вводит читателя в коллективную сцену, постепенно наблюдает за героями, обрисовывает их поведение, определяет свое отношение, т. е. постепенное знакомство с героями, без экскурсов в прошлое. 2. Прием сравнительной характеристики: завсегдатаи салона – Пьер и Андрей. 3. Использование метода «диалектики души», который способствует «срыванию масок».)

III. Работа над эпизодом «В доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).

Беседа по вопросам:

џ Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.

1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова.

2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?

3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля? (Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают.)

4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.)

Выводы. В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка…» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.

Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.

Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова [14] называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.

Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх.

Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Война и мир».

2. Пересказ сцен «Именины у Ростовых» и «В имении Болконских».

Сообщения о семьях Ростовых и Болконских. Что сближает эти семьи? В чем они несхожи?

русская литература, поурочный план, 10 класс

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь