Цель: познакомить учащихся с определением рода имен существительных в косвенных падежах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие имена существительные вы выписали? Назовите их род.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
– Какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака? Обоснуйте свой ответ. (В слове съезд корень начинается на букву е. Корень слова изъян начинается на букву я. В корне слова съёмка первая буква гласная ё. Значит, вместо вопросительного знака надо написать букву ё.)
– Чем похожи все данные слова? (Это имена существительные. Во всех словах после приставок пишется разделительный ъ.)
– Какое слово здесь лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – съёмка, оно женского рода. Остальные слова мужского рода. 2) Лишнее слово – съезд, в нем один слог. В остальных словах два слога.)
Еёяю Юеёя Яюеё …
– Из каких букв составлены цепочки?
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В цепочках – буквы, которые обозначают два звука. Первая буква в цепочках заглавная. Последняя буква в каждой следующей цепочке становится на место первой.)
IV. Определение рода имен существительных в косвенных падежах.
1. Алгоритм рассуждения при определении рода существительных в косвенных падежах. (упр. 413.)
2. На доске записан текст:
Весь день дул мокрый вет..р. Но вот хлынул дождь. Он сильно стуч..л по ст..клам. К утру дождь п..р..стал. Небо было в серых туч..х. Мы п..см..трели в окно. От снега не осталось и сл..да. Н..ступила в..сна.
– Прочитайте текст, озаглавьте его.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте род имён существительных.
V. Словарный диктант.
Побежит по доске, гнездо под корнями, летят над деревьями, золотое кольцо, бежит бегом, дрозды в гнезде, на полянке у реки, кормил червяками, принесла водицы, стоит стеной.
– Подчеркните безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Обозначьте род существительных во множественном числе.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 415.