Цели: отрабатывать умение складывать числа с разными знаками; развивать навыки самоконтроля; воспитывать внимательность, собранность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Найдите значение выражения:
2. Решите уравнения:
1) 7 : х = 2; 2) 2 : х = 7; 3) 8 : х = 3; 4) 3 : х = 8.
3. Решите ребус:
(Знаменатель.)
7 Я (Семья.)
100 Л (Стол.)
4. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?
(Ответ: 31 — 8 = 23 года — разница; следовательно, сыну сейчас 23 года, а отцу — 46 лет.)
5. Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч, вторая — 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час? Решение:
Возможны четыре случая (сделайте рисунок):
1) машины едут навстречу друг другу, тогда
200 – (60 + 80) = 60 (км);
2) машины едут в разные стороны, в этом случае
200 + (60 + 80) = 340 (км);
3) машины едут в одну сторону, вторая догоняет первую, т. е.
200 + 60 — 80 = 180 (км);
4) машины едут в одну сторону, вторая впереди:
200 + 80 – 60 = 220 (км).
III. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим складывать числа с разными знаками, решать уравнения и задачи.
IV. Закрепление изученного материала
1. № 1064-1065 стр. 181 (работа на доске с моделью координатной прямой).
2.
Минус с минусом сложить,
Можно минус получить.
Если сложишь минус, плюс,
То получится конфуз?!
Знак числа ты выбирай
Что сильнее, не зевай!
Модули их отними,
Да все числа помири!
V. Физкультминутка
VI. Работа над задачей
№ 1079 (1) стр. 183 (на обратной стороне доски и в тетради, самопроверка).
— Что известно? Что надо найти?
— Составьте краткую запись задачи. Выделите главный вопрос задачи.
км, в среднем по 230 км каждый день.
1) 230 · 5 = 1150 (км) – проехали всего.
2) 140 · 3 = 420 (км) – проехали в III день.
3) 240 + 140 + 420 = 800 (км) – проехали за три дня.
4) 1150 — 800 = 350 (км) — проехали в V день.
(Ответ: 350 км.)
VII. Математический диктант (7 мин)
Для 2-го варианта задание в скобках.
В зависимости от уровня класса можно:
1) задание прочитать учителю по 2 раза каждое, учащиеся записывают только ответ;
2) выдать на парту листы с заданием.
Критерии оценок:
«5» — 14—15 правильных ответов;
«4» — 12—13 правильных ответов;
«3» — 8—11 правильных ответов;
«2» — менее 8 правильных ответов.
1. Запишите все целые числа, которые больше числа —5 (—4), но меньше числа 1 (2).
2. Какое число на 5 меньше числа —1 (на 7 больше числа —4)?
3. Напишите число, противоположное числу 15 (—11).
4. Напишите число, противоположное числу —5 (16).
5. Сравните числа —10 и 7 (—3 и 2).
6. Сравните числа 0 и —6 (—8 и 0).
7. Сравните числа —9 и —7 (—5 и —8).
8. Сравните числа 2 и -20 (—30 и 3).
9. Чему равна сумма чисел —2 и —7 (—5 и —4)?
10. Найти сумму чисел —9 и 9 (-7 и 7).
11. Найти сумму чисел —1 и 0 (—4 и 0).
12. Чему равен модуль суммы чисел —25 и —15 (—15 и —35)?
13. Запишите равенство: модуль числа а равен 2 (b равен 5).
14. Решите уравнение: модуль числа х равен 7 (y равен 4).
15. Решите уравнение: модуль числа х равен —3 (у равен —6).
VIII. Подведение итогов урока
— Числа а и b имеют разные знаки. Какой знак будет иметь сумма этих чисел:
1) если больший модуль имеет отрицательное число?
2) если меньший модуль имеет отрицательное число?
3) если больший модуль имеет положительное число?
4) если меньший модуль имеет положительное число?
Домашнее задание
№ 1080 (2) стр. 183; № 1081 (2 столбик), № 1084 стр. 184.