Цель: познакомить учащихся с приемами определения рода имен существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети читают предложения и называют известные части речи.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: грустный, вестник, честность, прекрасный, тростник, местность, звонкий, лестница, говорит.
– Прочитайте данные слова. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, есть в каждом имени существительном. Какая это буква? (Это буква т, она есть во всех существительных: вестник, честность, тростник, местность, лестница.)
– Что объединяет имена существительные между собой? (Эти имена существительные отвечают на вопрос что? Они имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимую согласную т.)
– Какое существительное среди них лишнее? (Лишнее слово – лестница. Правописание непроизносимой согласной нельзя проверить. К остальным существительным можно подобрать проверочные слова: вестник – весть, честность – честь, местность – место, тростник – трость.)
Ттд Ддт Ттд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы т чередуются с парной согласной д. В следующей цепочке все наоборот: прописная и строчная буквы д чередуются с парной согласной т.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске изображен рисунок:
– Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в этом круге. Какое это слово? Как вы его определили? (Сегодня мы будем знакомиться со словом магазин. Чтобы его определить, мы нашли первую букву слова. Она выделена ярче, чем другие. Далее читали по ходу часовой стрелки через две буквы.)
В случае затруднения учитель дает детям 1–2 подсказки.
– Найдите слово в орфографическом словаре, напишите, определите СУО.
магазън
– Что такое магазин? (Торговое помещение, которое приспособлено для продажи товаров.)
– Какой может быть магазин? Напишите 4–5 словосочетаний. (Продуктовый магазин, новый магазин, книжный магазин, цветочный магазин...)
2. На доске написано предложение:
В зоологическом магазине порхают разные птицы.
– Спишите предложение, разберите его по частям речи и по членам предложения. Определите число имен существительных.
V. Изучение нового материала.
1. На доске записаны слова: брат, дорога, солдат, окно, земля, озеро, море, ваза, цветок.
– Прочитайте написанные на доске слова. Что в них есть общего? (Все слова – имена существительные.)
– Что такое имя существительное?
– Разделите данные слова на три группы. В первую группу включите слова, к которым можно подставить он, мой. Назовите слова первой группы. (Он, мой брат, солдат, цветок.)
– Во вторую группу включите слова, к которым можно подставить она, моя. Назовите слова второй группы. (Она, моя дорога, земля, ваза.)
– В третью группу включите слова, к которым можно подставить оно, моё. Назовите слова третьей группы. (Оно, моё окно, озеро, море.)
Ученики в тетрадях, а учитель на доске пишут:
он, мой она, моя оно, моё
брат дорога окно
солдат земля озеро
цветок ваза море
– Распределив имена существительные по данным трем группам, мы разделили их по родам. Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский, средний. Каждое существительное относится к одному из трех родов. Скажите, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой? (Это существительные мужского рода.)
Учитель дополняет запись на доске, а дети в тетрадях: под первым столбиком ставят сокращенное обозначение мужского рода – м. р. Аналогично проходит работа и с остальными группами существительных: дополняются группы сокращенными обозначениями рода – ж. р., ср. р.
– С каким грамматическим признаком имен существительных мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с родом имен существительных.)
– Какую схему можно составить по новой теме?
Эту схему дети составляют под руководством учителя.
2. Чтение правила, с. 19.
VI. Закрепление нового материала.
1. Упражнение в определении рода имен существительных. (упр. 404.)
2. Составление словосочетаний. (упр. 405.)
3. Распознавание имен существительных в тексте, определение рода. (упр. 406.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как определить род имени существительного?
Домашнее задание. Упражнение 407, правило, с. 19.