Ц е л ь: активизировать знания детей о глаголе.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Подошел к нему, возвратился с ней, поздравляю его, посмотрел на них, позвонил ей, отвечал им, мелькнула у нее, говорил при них, спросил про него, написал ей, помогал им.
– Подчеркните «ошибкоопасные» места, докажите правописание.
– Определите род, число, падеж местоимений.
II. Актуализация опорных знаний.
– Какой частью речи выражены главные слова в этих словосочетаниях?
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам… (глагол).
– Что вы знаете о глаголе?
– А что хотели бы узнать?
Каждое предположение учащихся учитель записывает на отдельных листах-карточках, которые вкладывает в конверт «Хотим знать». По ходу изучения темы «Глагол» учитель достает из конверта карточки, в которых учащиеся указали морфологические признаки глагола, и на доске «строит» из них порядок его разбора. Таким образом, учащиеся сами выводят алгоритм морфологического разбора глагола.
Р а б о т а над лексикой.
– Какое значение имеют следующие глаголы: удивить, поразить, озадачить, ошеломить?
III. Формирование новых знаний.
1. Р а б о т а с омофонами.
В ы п о л н е н и е упражнения 1 на с. 50 по вопросам к упражнению.
– Найдите омофоны в следующих предложениях.
(Поддувало (сущ.) – отверстие в печи под топкой для усиления тяги.)
2. В ы п о л н е н и е упражнения 4 устно.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 5 на с. 51 по заданию учебника, под руководством учителя.
IV. Словарная работа.
– Прочтите новое словарное слово на с. 52.
– Какие «ошибкоопасные» места вы выделили?
– Чтобы лучше запомнить правописание этого слова, составьте ассоциативную пару к этому слову. В этом вам поможет веселое стихотворение.
Беседа с бесом
Бес на званом был обеде.
Журналиста подозвал,
Приготовился к беседе,
Тот блокнот и ручку взял…
Только начал бес беседу –
Тут позвали всех к обеду.
И от злости бедный бес
Убежал беситься в лес.
Так окончилась беседа:
Бес остался без обеда.
В. Агафонов
э тимология слова.
Беседа – образовано из слов без и сида – скамейка. Первоначально беседа – сидение вне дома, затем разговор во время такого сидения.
– Придумайте предложение с этим словом. Подчеркните глагол двумя чертами.
V. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 6 на с. 52 по заданию учебника.
– Найдите в тексте глаголы. На какой вопрос каждый из них отвечает?
– Каким членом предложения являются глаголы?
VI. Итог урока.
– Можно ли обойтись в речи без глаголов?
Домашнее задание: упражнение 8, с. 54.