Вежливость открывает все двери.
Русская народная пословица
Цель урока: расширять представление о ценности культуры общения.
Задачи:
– раскрывать значение понятий «хорошие манеры», «вежливость», «правила этикета»;
– развивать стремление применять правила этикета в повседневной жизни;
– научить хорошим манерам.
Ресурсы: фрагмент мультфильма «Вини Пух а гостях у Кролика».
Круг радости
Учитель читает стихотворение, и предлагает учащимся закончить фразу.
Ребенок, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: З дравствуйте!
Растает даже ледяная глыба
от слова теплого спасибо!
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: Д обрый день!
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: П рости, пожалуйста!
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят До свидания!
Беседа
Как вы думаете, зачем люди произносят вежливые слова?
В каких случаях говорят вежливые слова?
Какие вежливые слова вы знаете?
(Ответы учащихся).
Учитель пишет на доске слово «правила». Он спрашивает у учащихся, знакомо ли им это слово и где они его встречали (правила дорожного движения, правила поведения в школе, правила игры).
Что было бы, если бы правил не существовало?
(Ответы учащихся).
Учитель рассказывает, что правила существуют и в общении людей. Придерживаясь правил общения, люди лучше понимают друг друга.
Вспомните, на уроках самопознания мы с вами уже говорили о правилах этикета.
Какие правила этикета вы знаете?
(Ответы учащихся).
Чтение
С.Михалков
Лапуся
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открыта!
Притвори её, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай! –
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу, сама подай!
Очень бабушку люблю,
Всё равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. –
А они ко мне:
– Сыночек,
Положить ещё кусочек? –
А они ко мне:
– Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Как вы оцениваете поведение мальчика?
Что бы вы могли ему посоветовать?
Как бы вы повели себя в этой ситуации?
Что такое грубость? Как она проявляется?
(Ответы учащихся).
Учащиеся вместе с учителем дают определение понятиям «вежливость», «воспитанность», «грубость».
Наедине с собой
Учитель предлагает учащимся приложить руку к сердцу и послушать, как оно бьется .
– Послушаем свое сердце и помолчим…
Учитель тоже прикладывает руку к сердцу.
– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким.
Просмотр видеоматериала
Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент мультфильма «Винни Пух в гостях у Кролика».
Краткое описание сюжета:
Винни Пух с Пятачком стучатся в дом к кролику. Кролика озадачило посещение гостей, так как он не был готов к приему. Однако он приглашает незваных гостей в дом, усаживает за стол и подает угощения. После того как гости отведали угощения, побеседовали, кролик из вежливости спрашивает, не торопятся ли гости по делам? Винни Пух отвечает, что они вовсе не торопятся и готовы полакомиться еще чем-нибудь вкусненьким. В результате гости съели все запасы кролика.
Можно ли назвать поведение Винни Пуха и Пятачка вежливым?
(Ответы учащихся).
После просмотра фрагмента мультфильма учащиеся вместе с учителем обсуждают правила вежливого поведения .
Обобщение
– Быть воспитанным и вежливым – одно из важнейших достоинств человека.
Цитата урока
Учитель обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске.
– В народной пословице говорится: «Вежливость открывает все двери».
Как вы понимаете значение этих слов?
(Ответы учащихся).