Цель : расширение представления о ценности дружбы.
Задачи урока :
– учить анализировать, объяснять свои суждения, поступки и подводить учащихся к осознанию собственного умения дружить;
– развивать умение понимать, оценивать чувства и поступки других;
– воспитывать у детей уважительное отношение к своим друзьям.
Ресурсы: 2-3 дощечки, аудиозапись песни « Все мы делим пополам» ,
Круг «Споёмте, друзья»
Учитель предлагает детям спеть песню « Все мы делим пополам» (слова М. Пляцковского, музыка ).
1. Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
И дождинки, и снежинки –
Пополам, пополам, пополам, лам-лам.
2. Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
И смешинки, и слезинки –
Пополам, пополам, пополам, лам-лам.
3. Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
Приключенья, огорченья –
Пополам, пополам, пополам, лам-лам.
4. Как положено друзьям,
Все мы делим пополам:
Даже песню делим честно –
Пополам, пополам, пополам, лам-лам.
Беседа
– Сегодня мы с вами продолжим разговор о дружбе, друзьях, о том, что значит уметь дружить. Взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить».
– Как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей).
Размышление над ситуацией
Учитель рассказывает детям о мальчике Санжаре, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит».
– Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Санжаром в школе?
(Ответы детей).
Затем учитель говорит о том, как мама Санжара отнеслась к словам сына:
– Она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу, только из-за того, что у него не ладятся отношения с одноклассниками?
– Бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не хотел дружить? Почему?
(Ответы детей).
– Подумайте, как можно помочь Санжару и всем ребятам, у которых нет друзей?
Учитель, обобщая ответы детей, подводит к основной мысли:
– Каждому из нас важно уметь хорошо учиться, много знать, но так же важно уметь дружить и выстраивать отношения таким образом, чтобы вас могли понимать и любить таким, какой вы есть.
Рассказ учителя
Учитель предлагает послушать рассказ И.Турчиной «Дружба» и подумать о том, умеют ли дружить герои рассказа, можно ли назвать их настоящими друзьями.
Однажды Вася-Шарик вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
– Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
– Давай, – согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
– Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
– Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
– Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
– Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
– Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
– И меня примите.
– Не примем, – сказал Сережа.
– Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты сам вчера говорил.
– То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори.
Как вы думаете, умеет ли Сережа дружить и можно ли его назвать другом?
Почему?
Упражнение «Неоконченные предложения»
Учитель предлагает ученикам подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов, завершить его, поясняя свой ответ:
«Я умею дружить, потому что…».
«Я могу дружить с ребятами, которые …».
«Со мной можно дружить, потому что я …».
«Я хочу научиться дружить, чтобы….».
Собственный вариант ответа по предложенной теме.
Игра «Не намочи ноги» (или «Острова»)
Учитель предлагает игру, в процессе которой дети получают возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку и заботу .
На полу отделяется белой чертой «болото» шириной 4 – 5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти на другой берег. Каждый участник кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, а затем кладет вторую, идет дальше и т.п.
Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного сломалась дощечка и утонула. Как поступить?
Игра «Острова»
Класс делится на две группы. На полу чертятся два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
Обобщение
– С егодня на уроке мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что – нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.
Круг «От сердца к сердцу»
– Как приятно видеть улыбки друзей, чувствовать их рукопожатия. Давайте возьмемся за руки и дружно скажем:
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого, –
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Дополнительный материал к уроку.
М.Митаров «Дружба».
Спросили как-то раз у мудреца:
– Скажите нам,
что ценней всего на свете?
Не долго думал старый аксакал:
– Всего ценнее дружба, –
он ответил.
Тогда ему сказали:
– Сталь крепка,
но что ее прочней на белом свете?
Не долго размышлял седой мудрец.
– Всего прочнее дружба, –
он ответил.
Ему сказали:
– Грозен ураган,
Когда дубы корежит ярый ветер.
Но что, старик, могущественней бурь?
– Всего сильнее дружба, –
он ответил.
– Старик, по нраву всем душистый мед.
Он словно солнце, и лучист и светел.
Старик, всего на свете слаще мед.
– Нет, дружба слаще меда! –
он ответил.
Почему дружба слаще всего, сильнее всего и крепче всего
на свете?
А как вы думаете, какой должна быть дружба?
Сказка
Е. Андреева «Неожиданная встреча»
Жила-была на свете маленькая девочка. У нее были мама и папа, и жили они все вместе в маленькой квартирке на 22-м этаже высокого дома. Когда девочка по ночам смотрела в окно, ей казалось, что она может дотронуться рукой до неба, усеянного миллионами звезд. «Как много звезд в небе, – думала девочка. – Наверное, столько же, сколько на Земле людей».
Однажды, когда все улеглись спать, девочка выглянула в окно, чтобы пожелать спокойной ночи яркому месяцу. Вдруг что-то звякнуло о подоконник с той стороны окна, и вся комната на миг озарилась ослепительным светом.
– Здравствуй, девочка! Я давно хотела… – прозвучал тоненький голос.
– Кто это? Что происходит? – испугалась девочка.
– Не бойся меня! Я – одна из тех звезд, которыми ты так любуешься, когда тебе не спится по ночам. Я давно хотела прилететь к тебе, но мама долго не пускала меня на Землю. А сегодня разрешила немного побыть здесь. И вот я прилетела, чтобы познакомиться с тобой.
– Ничего не понимаю! Неужели у тебя тоже есть мама? – удивилась девочка.
– А как же! – засмеялась звездочка. – На небе все так же, как на Земле. Есть маленькие звездочки, а у них – родители, бабушки и дедушки.
– Как интересно! Расскажи мне о себе подробнее, милая звездочка!
– Ну, давай устроимся поудобнее, – сказала звездочка, влетая в ком