Урок 11 Тема: Язык чувств

0
4

Цели урока:

ознакомление учащихся с понятиями «чувства», «язык чувств»;

ознакомление детей с различными способами выражения чувств.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, игра, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», шкатулка.

Ход урока

1. Круг радости

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Знаю, что и вы очень рады видеть друг друга. Покажите свою радость всем присутствующим с помощью мимики, жестов, чувств.

2. Поговорим

Ребята! Вы, очевидно, обратили внимание на то, что уроки «Азбуки Самопознания»: «Радуга моего мира» всегда необычны и интересны. И сегодняшний урок не будет исключением. На этом уроке нам необходимо будет сказать о том, что окружающий человека мир имеет свой необычный и неповторимый голос, язык. У животного и растительного мира есть свой язык. Язык, конечно же, есть и у человека. Благодаря своему языку человек разговаривает, рассуждает, анализирует, общается. Но у человека есть еще одна важная особенность – он умеет общаться на языке чувств.

Как вы думаете, что такое язык чувств?

Как вы выражаете свои чувства? (Ответы детей).

Действительно, благодаря языку чувств, мы различаем хорошее и плохое, доброе и недоброе, красивое и безобразное, нравится или не нравится, правильное и неправильное и др. Верно и то, что чувства мы выражаем через наши слова, эмоции, поступки, действия. При помощи этого языка мы можем, не говоря, не произнося вслух ни слова, понять, что же происходит в душе другого человека. Также мы можем выразить свои чувства с помощью музыки, танца, живописи. И еще чувства свои мы можем выразить даже при помощи прикосновений. Когда нам весело, мы улыбаемся, нам хочется слушать подвижную музыку, рисовать яркими красками. Когда нам весело, мы хотим, чтобы смеялись все вокруг. Но очень важно помнить, что каждому человеку нужно управлять своими чувствами.

3. Игра «Угадай чувство»

Сейчас, дети, мы поиграем с вами. Игра будет называться «Угадай чувство». Но прежде всего, мне хотелось бы сказать о том, что окружающий человека мир имеет свой необычный и неповторимый голос, язык. У животного и растительного мира есть свой язык. Язык, конечно же, есть и у человека. Благодаря своему языку человек разговаривает, рассуждает, анализирует, общается. Но у человека есть еще один удивительный, волшебный язык общения. А какой, вы узнаете после того, как поиграем в игру «Угадай чувство».

(Учитель выбирает водящего и шепчет ему на ушко слово, обозначающее какое-либо чувство. Водящий должен изобразить проявление этого чувства так, чтобы другие дети догадались о том, какое чувство изображает ведущий. Дети играют, учитель задает вопросы).

Подумайте и расскажите, как вы, ребята, выражали свои чувства? (Ответы детей).

Действительно, чувства мы выражаем через слова, эмоции, поступки, действия.

Все это и есть волшебный язык – язык чувств. Благодаря ему мы различаем хорошее и плохое, доброе и недоброе, красивое и некрасивое, доброе, и злое, правильное и неправильное. При помощи этого языка не говоря, не произнося вслух слова, мы можем понять, что же происходит в душе другого человека.

Гамма чувств человека очень разнообразна. Есть чувства, которые радуют нас, от которых нам хочется петь, слушать подвижную музыку, рисовать яркими красками. Но есть и неприятные чувства, которые делают нашу жизнь безрадостной.

Сейчас каждому из вас я раздам листочек, на котором будет написано чувство. Если ваша душа рада этому чувству, повесьте его на левую сторону доски, а если вам это чувство неприятно – повесьте листочек на правую сторону доски.

(Дети вывешивают таблички с наименованиями чувств).

Видите, ребята, теперь мы с вами можем наглядно увидеть, что есть чувства, которые неприятны человеку. Это – страх, гнев, тревога, злость, зависть, обида, ужас.

4. Обратимся к учебнику

Наша «Азбука» зовет нас на свои странички. Давайте скорее откроем ее страничку и рассмотрим картинку, которая называется «Богатство мира человеческих чувств» (Задание 1). Будьте очень внимательны. На лепестках ромашки «спрятались» чувства. Как они называются. (Ответы детей. Они перечисляют чувства, которые записаны на лепестках цветка).

Молодцы! Вы точно по «Азбуке» перечислили чувства. Но у меня вопрос к вам: «Что такое чувство?» чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к «Азбуке» и прочитайте ее разъяснение.

Чувство – это способность человека ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.

Запомните это пояснение, а также все чувства, которые нам предлагает учебник.

Мне бы хотелось сказать и том, дети, что не все наши чувства, которые «выплескиваются» на окружающих нас людей, могут принести им радость. Они могут быть и неприятными, вызвать досаду, скуку и раздражение. Давайте будем помнить об этом, дети. Постараемся управлять своими чувствами. Будем стремиться дарить близким и родным и Матушке-Природе только красивые и радостные чувства.

Вместе с «Азбукой» попутешествуем в «Страну чувств». Внимательно рассмотрите картинки. Прочитайте задание. Выполняйте его. (Ответы детей).

5. Творим в тетради

Настало время, дети, обратиться к нашей дорогой «помощнице». На ее страничках вас ждут интересные задания (Задание 1, Задание 2). Рассмотрите внимательно картинку. Угадайте, кто эти сказочные герои? Напишите их имена и чувства, которые они выражают. Раскрасьте персонажи так, как вам хочется. Вас приглашают творить и скоморохи. Рассмотрите их внимательно. Дайте каждому из них звучные имена, которые соответствуют их чувствам. Подпишите их и раскрасьте. Обведите кружком или каким-либо символом скомороха и его чувство, которое вам особенно нравится. Подготовьтесь к рассказу. (Дети выполняют задание. Ответы детей).

6. Обратимся к учебнику

На странице нашей «Азбуки» есть очень интересный рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква». Давайте вместе прочитаем. Поразмышляем над чувствами героев.

Недавно мы гуляли во дворе: Алёнка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нём лежит ёлка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, шофёр с нашим дворником стали ёлку выгружать. Они кричали друг на друга:

– Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь её на пола! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофёр сказал:

– Теперь надо эту ёлку заактировать, – и ушёл.

А мы остались возле ёлки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала:

– Смотрите, а на ёлке сыски висят.

Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

– Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… А – ха – ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

– Ах, мне плохо! Сыски…

И стал икать:

Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошёл с ума. Я орал:

– Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.

У Алёнки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Мишка сказал:

– Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушайте: хыхки! Правда, здорово – хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Но Алёнка как закричит. Одна громче нас двоих:

– Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски.

А Мишка.

– Нет, не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски»! «Хыхки»! «Сыски»!

Я так хохотал, что даже проголодался. И ушёл домой.

Я шёл и всё время думал: вот чудаки. Чего они так спорили, раз оба неправы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

– Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и всё!

Вы догадались, что эта за заколдованная буква?

Какие чувства и настроения рождает рассказ у вас, дети?

А какие чувства проявляются у маленьких героев этого прекрасного рассказа?

7. Творим в тетради

Молодцы, ребята! А вы знаете, ребята, что «Азбука Самопознания» располагает интересными способами описания чувств: вслух, мысленно, нарисовать на листке бумаги. Например, на что похоже это чувство, какого оно цвета, его запах, где оно рождается и т.д.

Дети, попробуйте сейчас в своей тетрадочке-«Помощнице» раскрасить необыкновенный цветок, который называется Цветок чувств. (Задание 3). Выполняя это задание, вы должны помнить, что цвет, который вы выбрали, должен обязательно соответствовать лепестку-чувству. Полюбуйтесь цветком. Покажите его нам, а также всем своим близким и друзьям. (Дети творят в тетради. Демонстрируют свои рисунки).

Дети! Кто из вас желает рассказать, в какие цвета он раскрасил чувства и почему именно в эти цвета? (Ответы детей).

Дети! Очень важно каждому человеку уметь управлять своими чувствами. Иногда чувства так переполняют нас, что мы перестаем их контролировать. Например, в порыве гнева мы обижаем всех, кто нам «попался под руку», тех, кто случайно оказался в этот момент рядом с нами. Представьте себе, что вас переполняют чувства радости, веселья, вам хочется петь и танцевать, но рядом находятся люди, у которых в это время в душе присутствуют совсем другие чувства.

Как вы думаете, что нужно делать в такой ситуации?

Подумайте и расскажите, что значит управлять своими чувствами? (Ответы детей).

Правильно. Чувства свои надлежит контролировать. Контролировать свои чувства – это значит управлять своими чувствами. Когда мы выражаем свои чувства, не выплескивая их на собеседника и не раздражая его, значит, мы учимся управлять и контролировать своими чувствами. Помните об этом, стремитесь использовать свои знания в повседневной жизни.

8. Домашнее задание

В тетради «Моя помощница» вместе со всей семьей поразмышляйте и запишите мудрые советы-правила, которые помогут человеку научиться управлять своими чувствами.

9.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь