Урок №11. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ВЫРАБОТКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ФОРМУ ЗАВИСИМОГО СЛОВА ПРИ СОГЛАСОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ

0
155
анимация

Урок №11. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ВЫРАБОТКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ФОРМУ ЗАВИСИМОГО СЛОВА ПРИ СОГЛАСОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ

Цель: закрепление понятий о типах словосочетаний и способах свя­зи в словосочетаниях.

I . Словарная работа.

Объяснить правописание слов в словосочетаниях. Определить (уст­но) строение и значение словосочетаний: социологический эксперимент, дискуссионная группа, сэкономить на пончик, пончик с печёнкой, теорети­ческие исследования, небезынтересная пьеса, расчетливый ростовщик.

II . Выработка умения правильно употреблять форму зависимого
слова при управлении. Упр. 58.

III . Творческое задание.

Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:

представить – предоставить (например, представить друга – пре­доставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдох­нуть вздохнуть; здравица – здравница; дипломат – дипломант; отклик оклик; поиски происки.

… в качестве зависимых слов:

искусный искусственный; обидный обидчивый; эффектный эффективный.

IV . Тренировочные упражнения.

1. Выборочный диктант.

Запишите словосочетания, которые помогают определить, о ком идет речь.

Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни простое чирика­нье – мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаём­ся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей (В. Песков).

В результате получается следующее:

Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц. Кормятся возле нас. Простое чириканье, часто не замечаем. Почему-то утихнуть, привыкли к звукам, нехитрым звукам. Расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.

2. Игра «Четвертое – лишнее».

Галстук из шелка; ковер из шерсти; друг из Москвы; кувшин из глины.

Письмо из Болгарии; мальчик из города; лес из Сибири; варенье из клубники.

3. Укажите главное и зависимое слова в словосочетании, назовите
способ связи.

Образец: просит помочь (примыкание), помочь в работе

(управление).

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возмож­ность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

Подчеркните словосочетания, имеющие значение «предмет и его признак».

4. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Образец: настоящая дружба (согл.) – дружить по-настоящему

(примыкание).

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, ли­сьи повадки, улыбающийся ребенок.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рас­ светом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом.

Согласование в примыкание: серьёзный разговор, полная под­держка, радушная встреча, откровенное признание, турецкий кофе.

Примыкание в согласование: говорить тихо, запасаться на зиму, сегодня вечером, поёт громко, рычать по-звериному, по-настоящему весе­ ло, поступить по-честному.

5. Выборочный диктант. Из диктуемых сочетаний слов выписать только словосочетания. Отметить главное слово. (В сильном классе работа выполняется самостоятельно, в слабом – учащиеся проводят анализ и де­лают вывод под контролем учителя.)

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к стан­ции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выби­рать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упор­но учиться.

V . Задание на дом:

1) определить главное и зависимое слово в выписанных словосоче­ таниях и способ их связи; 2) восстановить текст по словосочетаниям и оза­ главить его.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь