Урок №11. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ВЫРАБОТКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ФОРМУ ЗАВИСИМОГО СЛОВА ПРИ СОГЛАСОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ
Цель: закрепление понятий о типах словосочетаний и способах связи в словосочетаниях.
I . Словарная работа.
Объяснить правописание слов в словосочетаниях. Определить (устно) строение и значение словосочетаний: социологический эксперимент, дискуссионная группа, сэкономить на пончик, пончик с печёнкой, теоретические исследования, небезынтересная пьеса, расчетливый ростовщик.
II . Выработка умения правильно употреблять форму зависимого
слова при управлении. Упр. 58.
III . Творческое задание.
Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:
представить – предоставить (например, представить друга – предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть – вздохнуть; здравица – здравница; дипломат – дипломант; отклик –оклик; поиски – происки.
… в качестве зависимых слов:
искусный – искусственный; обидный – обидчивый; эффектный –эффективный.
IV . Тренировочные упражнения.
1. Выборочный диктант.
Запишите словосочетания, которые помогают определить, о ком идет речь.
Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни – простое чириканье – мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей (В. Песков).
В результате получается следующее:
Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц. Кормятся возле нас. Простое чириканье, часто не замечаем. Почему-то утихнуть, привыкли к звукам, нехитрым звукам. Расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.
2. Игра «Четвертое – лишнее».
Галстук из шелка; ковер из шерсти; друг из Москвы; кувшин из глины.
Письмо из Болгарии; мальчик из города; лес из Сибири; варенье из клубники.
3. Укажите главное и зависимое слова в словосочетании, назовите
способ связи.
Образец: просит помочь (примыкание), помочь в работе
(управление).
Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.
Подчеркните словосочетания, имеющие значение «предмет и его признак».
4. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Образец: настоящая дружба (согл.) – дружить по-настоящему
(примыкание).
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок.
Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.
Управление в согласование: время после обеда, туман перед рас светом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом.
Согласование в примыкание: серьёзный разговор, полная поддержка, радушная встреча, откровенное признание, турецкий кофе.
Примыкание в согласование: говорить тихо, запасаться на зиму, сегодня вечером, поёт громко, рычать по-звериному, по-настоящему весе ло, поступить по-честному.
5. Выборочный диктант. Из диктуемых сочетаний слов выписать только словосочетания. Отметить главное слово. (В сильном классе работа выполняется самостоятельно, в слабом – учащиеся проводят анализ и делают вывод под контролем учителя.)
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.
V . Задание на дом:
1) определить главное и зависимое слово в выписанных словосоче таниях и способ их связи; 2) восстановить текст по словосочетаниям и оза главить его.